Столица дизайна: Харьков

Архитектура Харькова

ХарьковУ Харькова нет репутации туристического центра. Посещение второго города Украины не является обязательной программой для иностранцев. Кроме Киева, в список популярных экскурсионных мест входят Львов и Одесса, Черновцы и Крым. Тем не менее, для обремененного архитектурным или дизайнерским образованием мюнхенца или петербуржца именно Харьков представляет особый интерес. Архитектурную репутацию городу обеспечивает чудо эпохи модернизма – Дом Государственной промышленности. Приехав в город ради лицезрения этого здания, швейцарцы, немцы, голландцы и россияне неожиданно открывают для себя особый архитектурный мир – богатый и разнообразный, но одновременно целостный. Особое очарование придает именно момент неожиданности, откровения.
Ведь Харьков известен как город промышленности, науки, студенчества и торговли, а его особая оригинальная архитектурная школа известна только лишь небольшой группе архитектуроведов и историков.
Тем острее и ярче воспринимается образ города – не «затертый» открыточными видами, туристическими штампами и прочими стереотипами. Но все вышесказанное имеет отношение не только к истории, но и к современности, поскольку, несмотря на сложную судьбу, сохраняются традиции архитектурной практики и особой дизайн-культуры.

История Архитектура Харькова

Юрий РынтовтБудучи типичным губернским городом, Харьков до середины ХIХ века не сильно отличался от других городов Российской империи. Открытие университета в 1805 году стало важным событием в последующей жизни города. К концу века он был восьмым в империи, уступая столицам: Санкт-Петербургу, Москве, Киеву, Варшаве, Риге, Лодзи, Тифлису. Во многом стремительному развитию способствовал небывалый строительный бум, который испытало большинство городов Европы. В Харькове же за короткий промежуток времени с 90-х годов ХIХ века и до начала Первой мировой войны были построены основные архитектурные ансамбли, застроены целые кварталы и районы. Особенностью строительства было то, что заказчиками, определявшими проектную политику, чаще всего были представители интеллектуальной элиты города, поскольку значительная часть недвижимости принадлежала представителям просвещенной интеллигенции: университетской профессуре, врачам, юристам. В моде был модерн в его романтизированной версии. Блестяще реализовывали свои проекты выпускники Петербуржской академии художеств и института гражданских инженеров, а также Харьковского технологического института, архитекторы Б. Н. Корнеенко, В. Н. Покровский, А. М. Гинзбург, А. М. Ржепишевский, Ю. С. Цауне, В. А. Эстрович и многие другие. Их работы придали городу отнюдь не провинциальный, а подлинно столичный размах. Особое место среди архитекторов этого периода занимает личность академика Императорской академии архитектуры А. Н. Бекетова. Блестящий архитектор, реализовавший до революции ряд масштабных проектов общественных зданий, Бекетов во многом сформировал облик исторической части Харькова. Однако его заслуга не только в этом. А. Н. Бекетов был душой и патриархом харьковского архитектурного общества, которое с приходом новой власти не распалось, не утратило опыт и мастерство на фоне радикальных изменений жизни в 20-е годы. Несмотря на революционность архитектуры конструктивизма, именно в Харькове – одном из ярчайших городов, демонстрирующих эту эпоху – осознается преемственность традиций модерна – конструктивизма – ар деко. Именно здесь ощущается архитектура первой половины ХХ века как единая система профессиональной культуры. Неудивительно, что именно в столичном Харькове реализовывались самые смелые архитектурные постройки первых лет Советской власти: Госпром, Дом проектных организаций, Дворец культуры железнодорожников, Соцгородок «Новый Харьков» и другие. Когда же в Москве началось строительство метрополитена, то лучшими специалистами, приобретшими опыт на харьковских крупных объектах, стали гениальный инженер П. П. Роттерт и ученики А. Н. Бекетова А. Н. Душкин и Я. Г. Лихтенберг.

Дизайн
Владимира БондаренкоПеред войной сформировался цельный и яркий городской ансамбль, но в период, когда Харьков имел столичный статус, развивалась и другая линия – художественно-дизайнерская.
Харьковский художественный институт в это время активно развивал основы авангардной школы, поддерживая методы ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа. Именно на основе этого вуза и был создан еще в 1963 году художественно-промышленный институт – центр подготовки дизайнеров. На сегодня это лучшая и главная школа дизайна в Украине. На данном этапе в городе сосуществуют три «конкурирующих» архитектурно-дизайнерских вуза: Харьковский государственный университет строительства и архитектуры, Харьковская государственная академия городского хозяйства, Харьковская государственная академия дизайна и искусств. Расположенные неподалеку друг от друга, они создают наибольшую в стране «плотность дизайнеров» на квадратный метр.
Действительно, сегодня дизайнеров и дизайна в городе много, и здоровая профессиональная конкуренция приносит свои положительные плоды.
Складывается общее впечатление, что архитекторы современного Харькова стараются блюсти репутацию региональной школы – школы модернизма. Среди них хотелось бы выделить особо одного из авторов. На сегодня, пожалуй, это самый уважаемый среди европейских коллег украинский архитектор – Олег Дроздов. Архитектуру современной Украины можно условно разделить на две неравные группы: для внутреннего пользования – массового потребления и ту, что не стыдно показать заезжим иностранцам. Для них в Украине есть Олег Дроздов – несгибаемый Дон Кихот современной модернистской архитектуры.
В области объектного дизайна присутствуют сразу несколько авторов-звезд. Эти дизайнеры многократно доказали свое реноме на многочисленных международных конкурсах и выставках, приобрели известность далеко за пределами Украины. Среди них безусловными лидерами являются В. Бондаренко и Ю. Рынтовт. Каждый из них – это целая философия взаимоотношения с предметным миром, материалом, концепцией, формой. Каждый – это визитная карточка современного украинского дизайна. Однако, помимо этих звезд работает целая когорта прекрасных, талантливых, самобытных авторов: К. Бондаренко, С. Вергунов, С. Тыныныка, Е. Кудинова, А. Старожилов и многие-многие другие.
Особое место среди дизайнеров занимает Мэтр – И. Остапенко. Дизайнер-экспериментатор, исповедующий японский подход взаимоотношений с вещью. Его работы – это пример особого концептуализма, чуткой чувствительнсти материала, крайней рафинированности, и что, наверно, особо важно – чистоты! Недаром И. Остапенко так уважаем и посещаем своими европейскими коллегами.

Выставки архитектура Харькова
Татьяна РыжоваНемаловажными в профессиональной жизни Харькова являются многочисленные фестивали и конкурсы, которые не только являются выставкой достижений дизайнерской мысли, но и привлекают молодых, начинающих авторов участвовать на равных с маститыми коллегами. Среди таких мероприятий знаковыми являются фестиваль предметного дизайна «Водопарад», всеукраинская акция «Репликанты», «Свитло», международный триенале графического дизайна «4 блок» и другие. Каждая из этих акций – это важное событие в профессиональном мире. Некоторые из них еще молоды, а колекции объектов «4 блока» и «Водопарада» сегодня обрели статус музеев дизайна и являются предметом профессионального интереса искусствоведов.
Все это позволяет говорить о том, что Харьков занимает ведущие позиции в области современного дизайна, недаром первый всеукраинский фестиваль дизайна, который проходит в мае 2011 года, получил название «100лица дизайна».

Конкурс
Игорь ОстапенкоС 31 марта по 3 апреля в рамках XXX специализированной выставки строительных материалов и услуг, оригинальных архитектурных и дизайнерских решений «Архитектура. Строительство. Интерьер», которая проходила в Харькове во «Дворце спорта», состоялась галерея-конкурс интерьерных решений «Столицы дизайна: Харьков – Киев». Организаторы конкурса: Экспо-центр «Славянский базар», Издательский дом «АСС-Медиа» и каталог «Перепланировка квартир». На галерее были представлены 12 работ харьковских и 12 работ киевских архитекторов и дизайнеров. Участники «Харькова»: Ирина Дякив, Владимир Погорельчук, Андрей Винаходов, Ирина Сурина, Ольга Бабенко, Роман Симонов и Владимир Колесников, Елена Кулишова и Сергей Охматенко, Марианна Николаева и Всеволод Горященко, Владимир Колесников и Александр, Оксана, Роман Симоновы. Участники «Киева»: Наталья Фарносова, Юлия Кацьянова, Руслан Ковальчук, Елена Самарина, Максим Леонов, Алексей Бескоровайный, Катерина Антонович, Евгения Коган и Алеся Шекера, Виктория Шкляр и Максим Ленко, Сергей Махно и Василий Бутенко, Светлана Залюбовская и Наталья Дубова. 32 кв.м галереи послужили открытой дизайн-зоной, где ведущие столичные архитекторы продемонстрировали свои лучшие проекты в стилистических направлениях: классика, современный, ар деко, этно и гламур. Работы конкурса оценивала экспертная группа. В состав жюри вошли: дизайнер общественного и жилого интерьера, кандидат искусствоведения, председатель харьковской организации Союза дизайнеров Украины – Владимир Погорельчук, заведующий кафедрой дизайна Харьковской государственной академии дизайна и искусств, профессор, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат премии им. В. Ермилова – Бойчук Александр, мастер гармоничного пространства, психолог, культуролог, член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, дизайнер интерьера – Яровая Оксана, заслуженный архитектор Украины, член-корреспондент Украинской Академии Архитектуры, главный специалист институтата Харьковпроект, автор проектов 28 серий жилых домов для массового строительства для семи областей Восточной и Южной Украины, 13 станций Харьковского метрополитена – Павел Чечельницкий. Главными критериями оценивания были уют интерьера, выдержанность стиля, яркость и новаторство идеи. По результатам оценки жюри лучшей работой, представленной в «Столице – Харьков» стал проект Владимира Погорельчука «Княжий терем», а «Столице – Киев» – работа в стиле «эко» Сергея Махно и Василия Бутенко – «Wooden House».
Знаменательным моментом последнего дня выставки стало вручение «Приза зрительских симпатий». Во время работы галереи, дизайнерские работы оценивали посетители выставки. Каждый заинтересовавшийся голосовал за понравившийся интерьер. Всего было проанкетировано более 300 человек. По итогам анкетирования победила Ирина Дякив с работой «Квартира в жилом комплексе «Пятый элемент». Все конкурсанты галереи получили дипломы участников, а победители – приятные призы. Дипломы и призы конкурса вручали: президент Издательского Дома «АСС-Медиа» – Александр Прима и директор выставки .

Автор:  Максим Розенфельд
Источник: Перепланировка квартир


Услуги:

топ
Грунтование Goodmaster
топ
Поклейка стеклохолста на стены Goodmaster
топ
Ламинат Goodmaster
топ
Электрика Goodmaster
 

Вы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.

Похожие статьи