Архитектурная карта мира пополнилась новыми странами

13.02.2012
Архитектурная карта мира пополнилась новыми странами

Архитектура развивающихся стран последние несколько лет, как и европейская после Второй мировой войны, переживает бурный расцвет строительства социального жилья и инфраструктуры. Ведь еще до недавнего времени та же Латинская Америка могла думать лишь об элементарном выживании из-за кровавых режимов, экономических кризисов и, как следствие, критически низкого уровня жизни. Но с недавних пор у этих стран появилась возможность наладить народный быт, чем местные зодчие занимаются так же интенсивно, как и в послевоенной Европе архитекторы под идейным предводительством Ле Корбюзье.
Однако в отличие от легендарного швейцарца современные архитекторы развивающихся стран принимают во внимание не только функциональность социальных построек, но и развивают их эстетику, вдохновляясь достижениями мировой архитектуры. Поэтому у тех же латиноамериканцев нетривиальные современные решения ярко выражены в проектах вполне утилитарных зданий, будь-то обычный многоквартирный дом, к примеру, с разными по дизайну фасадами с каждой стороны; модульные детские сады, с высоты птичьего полета выглядящие как цветок; или многогранные мобильные домики, которые можно собрать и разобрать за полчаса и поставить в любом месте.
Наиболее актуальна проблема, которую пытаются решить архитекторы развивающихся стран, — неуклонно растущее количество трущоб. По данным UN-Habitat (подразделение ООН, отслеживающее состояние и динамику городского населения мира), по итогам 2010 г. мировое население трущоб составляет 827,6 млн человек: более 60% из них приходится на Африку, на втором месте — Южная Азия (35%), а на третьем — Латинская Америка (23,5%). Только в Мехико практически половина горожан (4,6 млн) живут в трущобах. Несмотря на то что в 2000 г. ООН запустила программу «расселения трущоб» и снабжения людей жильем, благодаря которой она улучшила условия жизни 227 млн человек, в абсолютных числах это не дало результата — трущобы растут быстрее.
Поэтому неудивительно, что наибольший резонанс вызывают архитектурные проекты, направленные на борьбу с трущобами, — к примеру, жилой комплекс Elemental, построенный в Мексике чилийским архитектором Алехандро Аравена. Архитектор предлагает 80% бюджета тратить не на постройку здания (как это обычно происходит), а на покупку земли. Покупать землю и строить социальное жилье он предлагает не в трущобном «гетто», а в приличных городских районах, где представители среднего класса не позволят своим новым соседям скатиться до прежнего уровня.
В то же время Аравена предоставляет возможность обитателям Elemental обустроить свое жилье, ведь на оставшиеся 20% бюджета архитектор лишь провел коммуникации и возвел крышу и несущие стены дома. Все остальное он оставил на усмотрение жильцов, которые должны обустроить свой дом так, как им хочется. Сомнительно, что на практике подселение жителей трущоб в респектабельные районы пройдет так безоблачно, как видится архитектору, ведь коренные жители не обязательно встретят с распростертыми объятиями своих новых соседей, а у них самих навряд ли будут средства на налаживание быта на новом месте. Тем не менее, идея Алехандро Аравены завоевала признание сразу нескольких архитектурных конкурсов: британского Brit Insurance Design Awards и датского Index: Awards, награждающих лучшие архитектурные и дизайн-проекты, улучшающие качество жизни.

Экспорт в теплые края

Архитекторы из развивающихся стран угодили и глобальному экотренду, выражение которого в строительстве — это ряд конкретных требований к зданиям, состоящих в экономном потреблении электроэнергии и воды, рециклируемости материалов и безопасности для окружающей среды. Но для этого архитекторам не приходится прилагать какие-то специальные усилия, достаточно придерживаться местных строительных традиций. Ведь в южных странах с жарким климатом, где среднегодовая температура держится в пределах от +20 до +35°С, минимальные нормативы для зданий уже включают все те характеристики, за которые так рьяно борются американские и европейские институции.
Так, в южных странах здания по умолчанию ориентируют по оси «север-юг», в самой конструкции домов обустраивают систему естественной вентиляции, а на фасадах — непременные козырьки, обеспечивающие защиту от солнца и задерживающие прохладу внутри. Кроме того, южный тип постройки обязательно включает в себя бассейны или резервуары для воды, которую потом расходуют жильцы дома. Помимо того, что такое устройство дома наиболее эргономично в южных странах, подобные конструктивные элементы добавляют зданиям узнаваемости и эффектности.
Активное использование трендовых экопринципов строительства сделало архитекторов из развивающихся стран весьма востребованными и в других регионах — с теми же климатическими условиями. Так, мексиканцы вполне уверенно реализуют проекты на мусульманском Востоке и Средиземноморье, где их умения ценят по достоинству. Бюро из Мехико Legorreta + Legorreta строит офисные и общественные здания в Катаре и Испании, частные виллы в Израиле, Греции и даже Японии, стране с собственными сильными архитектурными традициями.
Запрос на южных архитекторов вполне логичен и оправдан, ведь они лучше понимают специфику строительства в своем климатическом поясе, имеют обширную практику возведения именно такого, южного типа зданий — и в этом заключается их конкурентное преимущество перед европейскими архитекторами. Это понимают уже не только местные заказчики, но и глобальные корпорации, активно расширяющиеся в развивающихся странах.
Пионерами здесь выступают отельные сети, которые для постройки новых гостиниц приглашают местных архитекторов и даже передают их «из рук в руки». Так, мумбайское бюро Hafeez Contractor совместно с американцами из Skidmore, Owings and Merrill участвовало в проектировании Hyatt Regency Mumbai, открывшегося в прошлом году, и уже самолично «ответственно» за Radisson Blu Mumbai — сенсационный по своему архитектурному размаху проект, планирующийся к завершению в 2013 г.

Даешь колорит!

Парадоксальным образом благодаря глобализации в мире стали востребованными и национальные традиции архитектуры развивающихся стран. Этим южные архитекторы обязаны туристической индустрии, которая находится в постоянном поиске новых мест для армады глобальных путешественников, гоняющихся за свежими впечатлениями.
В этом году главным туристическим трендом единодушно признаны Индия и Мексика, где уже развернулась большая стройка люксовых отелей. Более того, отельные сети реализуют проекты, направленные как раз на раскрытие местного колорита. К примеру, Design Hotels, объединяющая дизайнерские отели по всему миру, открыла в мексиканском Тулуме на Карибском побережье курорт Papaya Playa, основным направлением которого является «аутентичная роскошь», включающая бунгало в национальном мексиканском стиле, местную кухню и т. д. Также отличительной чертой Papaya Playa является то, что это временный (или pop-up) проект, работающий с 6 декабря 2011 г. по 5 мая с. г.

Интерес к локальной аутентике поспособствовал внедрению традиционных национальных элементов архитектуры в самые различные здания: зодчие из развивающихся стран строят музеи современного искусства, отели и офисы с характерными арочными перекрытиями, декором и цветовой гаммой, позаимствованными из строений вековой давности. И такой подход востребован не только у них на родине, но также с успехом экспортируется в другие страны. Наиболее успешными пионерами экспорта национальных традиций являются латиноамериканцы, а также турки, к примеру, студия Autoban 212, которые вышли на мировой архитектурный рынок и реализуют проекты по всей Азии.
Кроме того, национальный архитектурный тренд актуализировал и некоторые жанры, долгое время пребывавшие в забвении — в частности, религиозную архитектуру. В отличие от секуляризованной Европы, Латинская Америка и Азия — регионы с активной религиозной практикой, где есть спрос на культовые сооружения. И архитекторы его удовлетворяют, проектируя часовни и мечети, в которых традиционные элементы вполне гармонично сочетаются с трендовыми в глобальной архитектуре бионическими или модернистскими формами. Таким образом, развивающиеся страны предлагают архитектуру нового поколения — в ней отлично уживается лучшее из мировой строительной практики и концептуально антиглобалистское настроение.

Источник: www.depo.ua

 




Вы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.

Похожие новости

 

Архитектура

Дизайн интерьеров

Стройматериалы

 

Парки мира

  • Шотландия. Дрюммонд

    В глубинке Шотландии, в горах, покрытых многовековыми деревьями, затерялось старинное поместье Дрюммонд. Цель моего путешествия – сад поместья. Дорога радует глаз и волнует предчувствием неизведанного и прекрасного...

  • Германия. Майнау: остров цветов

    Берега Германии, Австрии и Швейцарии омывают голубые воды озера Боден-зее. В нем расположен удивительный остров, покрытый множеством цветов и растений, – остров Майнау.

  • Канада.Сад Бутчарт

    Северная Америка. Страна дикой первозданной природы, неприступных Кордильер и сурового климата. Именно там, в начале XX века семья переселенцев Бутчарт решила основать ландшафтный парк в лучших традициях Старого Света, разбив его в живописнейшем месте с поэтическим названием Прекрасная Британская Колумбия.

  • Сады Эмиратов: эволюция цветной пустыни

    Путешествие в город Дубай, который за пятьдесят лет преобразился от рыболовецкой деревушки в всемирный центр туризма.

  • Удивительные топиары. Воспоминания о Гон-Конге

    Растения подобраны таким образом, что создается объемный рисунок, который играет не только формами, но цветом и фактурой. Причем это относится не только к древесным растениям. Преобразование затронуло также знакомые нам клумбы из однолетних растений.

  • Ливадийский парк

    Это красивый ландшафтный парк с элементами регулярного, тип итальянских террасных садов, к которому на склонах примыкает естественный крымский лес он был любимым садом императрицы Марии Романовой. Здесь специально для нее по всему парку были высажены хвойники для лечения ее больных легких Расстояние от Ялты – 3 км, от Киева – 1060 км. Расположен в Ливадии.