Бетон выходит на первое место в новейших дизайнерских коллекциях

06.02.2012
Бетон выходит на первое место в новейших дизайнерских коллекциях

В новейших дизайнерских коллекциях бетон вышел на первое место, заменяя дерево, кожу и пластик. Такой оригинальный ход позволяет не только добиться особого брутального шика предметов мебели и декора, но и устроить игру контрастов с нарочито хрупкими материалами, например, стеклом. Еще в 2003 г. скелетообразный стул на бетонной «ноге» Chair One от Константина Грчика был экстраординарным объектом на дизайн-сцене, вызвавшим фурор в промышленных кругах. Однако к 2011-му бетон стал «частым гостем» дизайнерских коллекций, не ограничивающихся только изготовлением столов и стульев: из этого материала теперь делают кофеварки, вазы и даже флаконы для духов. Благодаря развитию технологий бетон разнообразился в палитре, а его рецептура пополнилась новыми ингредиентами, но, как и прежде, стоит он недорого, а в использовании не капризен, чем и завоевал признательность широкого круга предметников.


От большого к малому
Так сложилось, что бетон долгое время «жил» на улице и не посягал на интерьеры. Казалось бы, все логично: бетон тяжел, неблагороден и невзрачен. Кроме того, он холоден и груб. «Не сиди на бетоне», — так многих учили уму-разуму в детстве мамы, подсознательно развивая неприязнь к этому повседневному материалу. Однако ситуация изменилась: несколько лет назад бетон пробрался в дома как часть стиля «индастриал», а в последний год обосновался в модных квартирах в качестве самого трендового материала.

Перекочевав из строительных площадок в интерьер, бетон стал одним из наиболее по­­пулярных дизайнерских материалов, что в полной мере подтверждается широким спектром его применения и энтузиазмом, с которым предметники «вертят» бетоном как хотят. Самой первой и логичной сферой применения бетона является мебель — в изготовлении элементов несущих конструкций, таких как ножки столов или каркасы диванов, этот материал используется полным ходом. Недостаток такой мебели — значительно увеличивающийся вес — вполне компенсируется ее декоративными качествами: особенно эффектно выглядят столы со стеклянными столешницами на грубых бетонных ногах. В глазах дизайнеров и их клиентов эффектность перевешивает неудобство, поэтому бетонными становятся даже те элементы, которые, по идее, должны быть мягкими, — например, диванные подушки. Именно так поступил швейцарский дизайнер Штефан Цвикки, который воплотил в бетоне знаменитое кресло LC2 Grand Confort, созданное легендарным Ле Корбюзье. Швейцарец саркастично назвал получившийся объект «Великий комфорт без комфорта», однако, несмотря на принципиальное «антиудобство», этот арт-предмет ушел с молотка за внушительные $40 000.

Свои эксперименты с декоративными качествами бетона дизайнеры распространяют и на предметы, традиционно ассоциирующиеся с утонченностью, хрупкостью и изяществом — теми характеристиками, которые, как казалось, ну никак нельзя приписать главному строительному материалу. В частности, бетон активно применяется в создании ваз, плафонов для люстр, декоративных настенных панно и рамок для фотографий.

И здесь дизайнеры в полной мере используют фактурные возможности бетона — ведь даже простая отливка из этого материала обладает восхитительной шероховатой поверхностью, так удачно контрастирующей с гладкими блестящими поверхностями пластика или металла. Более того, бетон можно окрасить в разные цвета или перенести на него изображение — рисунок или даже фотографию (такой сервис предлагает британская компания Graphic Relief) — что придает бетонной поверхности еще более богатую фактуру.
Простые спецэффекты

Широкий спектр применения бетона в дизайне — следствие разнообразных экспериментов с самим этим материалом, который, как оказывается, очень податлив и хорошо отзывается на различные нововведения. Ведь благодаря развитию технологий, появлению новых инженерных решений и станков, изобретению новых материалов у экспериментаторов появилась возможность вмешиваться в саму структуру бетона, к примеру, менять состав цемента, добавлять к нему дополнительные компоненты и смешивать все это особым способом. За счет варьирования состава этот материал приобретает новые свойства, часто весьма неожиданные, попирая устоявшееся мнение о том, что бетону присущи только жесткость и монолитность.

Первым шагом к разрушению «грубого» имиджа бетона стало изобретение гибких и легких его разновидностей — самое широкое применение из таких материалов обрела ни много ни мало… бетонная ткань! Английская компания Concrete Canvas, разработавшая ее, уже получила ворох наград за свое актуальное изобретение. Прелесть материала, в который входит цемент особого состава с фирменными секретными примесями и волокно, заключается в способности к отвердению. После того как рулон ткани размочен в воде, в течение двух часов его можно гнуть, мять, резать и выстилать как заблагорассудится. Через сутки ткань застывает бетоном, которому не страшен ни огонь, ни вода, ни ультрафиолет, ни химикаты. А визуально и даже на ощупь это все та же ткань. Изобретение сразу же пошло в народ: в производство запустили бетонные палатки Concrete Canvas Shelter. Они компактно упаковываются в полиэтиленовые мешки и за 40 минут силами одного человека превращаются в павильоны 6 на 10 м, фактически решая вопрос временного жилья. В экстремальных ситуациях это может сильно пригодиться, ведь за считанные часы строится целый город. Сама ткань абсолютно экологична, сквозь нее даже растет мох. В декоративных целях ее можно подкрасить или разрисовать уже «сшитый» из нее объект. Юркие дизайнеры-предметники уже взяли в оборот эту бетонную ткань, создавая из нее столы и стулья и юмористически называя их «шитьем по бетону».

Благодаря экспериментам с составом бетон становится не только гибким, но и прозрачным, что стало настоящей находкой для дизайнеров, создающих светильники. Способность проводить свет была достигнута путем добавления в мелкозернистый бетон оптических волокон. Это изобретение венгерского архитектора Арона Лосонци, которое называется Litracon (сокращенное от light-transmitting concrete — «светопроводящий бетон»), уже завоевало множество призов и пристальное внимание инженеров, несмотря на высокую цену материала: 1 кв. м (толщиной 20 см) обойдется в ?4 000.

Открыв для себя удивительную гибкость такого, казалось бы, неповоротливого материала, как бетон, дизайнеры экспериментируют не только с его функциональными свойствами, но и с декоративными. Как оказалось, возможности к его индивидуализации поистине бесконечны, ведь на фактуру и цвет бетона влияет даже песок в его составе. Достаточно примешать, к примеру, морской песок определенной местности — и бетон станет другим и по сути, и на вид, приобретя таким образом


Дешево и креативно
Самым интересным и перспективным качеством бетона как дизайнерского материала является его огромный потенциал: бетон претендует на звание самого трендового материала не только здесь и сейчас, но и в будущем. Ярким показателем этого является его популярность у самых молодых предметников — дипломы студентов дизайнерских учебных заведений и премьеры дебютантов пестрят бетонными конструкциями и элементами, применяемыми в самых разнообразных объектах. Это неудивительно, ведь новое поколение, не озабоченное предрассудками старших коллег, не обращает внимания на устоявшийся имидж бетона как материала неблагородного, а вовсю использует его преимущества. И это не только богатство фактуры или возможность эксперимента, но и более утилитарные вещи, к примеру, дешевизна. Себестоимость бетона низкая, достать его легко (в отличие от других материалов, к примеру, древесина примерно той же степени твердости относится к редким породам) и к тому же он очень надежный. Это весьма привлекает прагматичных новичков, ведь век бетонной вазы куда дольше, чем ее «сестрицы» из муранского стекла.

Веским доказательством в пользу бетона как материала будущего является то, что именно этот материал «участвует» во множестве концептуальных разработок, знаковых экспериментах и перформансах — тех видах деятельности, которые сейчас являются «внештатными» для отрасли, а в скором будущем превратятся в будни. И уж в экспериментальных разработках дизайнеры никак не ограничивают свою креативность и делают из бетона самые неожиданные вещи, среди которых — кофеварки, акустические системы и резные по бетону комиксы. К тому же к предметникам в поисках новых смелых решений присоединились дизайнеры аксессуаров. Теперь бетонным может быть не только пол или ваза, благодаря использованию этого материала дамские сумочки, флаконы для духов или даже украшения приобретают особое авангард­ное звучание. Ведь в аксессуарах бетон соседствует с кожей, тканью и драгоценными металлами, как, к примеру, в обручальных кольцах от 22 studio, в которых бетон залит в желоб из золота.

Но самым ярым поклонником бетона является дизайнер Шмуэль Лински, который отлил из бетона каноэ, спустил его на воду, принял участие в заплыве и выиграл его. Самое удивительное, что другие участвовавшие в состязании плавсредства тоже были бетонные! Своим энтузиазмом и креативностью дизайнеры и впрямь могут осуществить мечту великого Ле Корбюзье, который всегда защищал бетон и мечтал о повсеместном его применении.

Ирина Барановская ("Власть денег")
Источник: ДеПо




Вы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.

Похожие новости

 

Архитектура

Дизайн интерьеров

Стройматериалы

 

Парки мира

  • Декоративные сады и огороды в деталях

    Декоративные огороды садов замка Вилландри (Франция) – самый яркий пример сочетания красивых и утилитарных растений в единой композиции.
    Эти сады – для многих владельцев современных усадьб и мастеров ландшафтного дела – пример для подражания. Мы решили сделать акцент на композиционных особенностях декоративного сада-огорода, схемах посадок и растениях.

  • Румыния. Клуж-Напока. Яссы. Тимишоар.

    Заслуживают внимания, потому что:
    - это три лучших розария в Румынии;
    - они знакомят с историей румынских роз;
    - демонстрируют богатую ботаническую коллекцию других растений.

  • Французское барокко. Водные феерии в регулярных садах. Часть 1

    Вода в регулярных садах Франции, пожалуй, впервые в истории архитектуры, составила основу пространственной композиции. Эти сады существенно отличаются от регулярных садов Италии эпохи Возрождения, потому что именно во французском барокко было достигнуто совершенство в работе в регулярном пространстве.

  • Новая Зеландия. Записки из Веллингтона

    Другой климат, другие условия, необычные, интересные решения. Прогуливаясь по улочкам Веллингтона, то и дело сталкиваешься с чем-то интригующим и привлекающим внимание. Перепад температуры с +25-30 летом и +15 зимой, при высокой влажности воздуха позволяют местным садоводам реализовывать самые разнообразные "чудеса".

  • Хортица

    Стоит посмотреть, потому что:
    - это самый большой остров на Днепре, хранящий реликты, которым более шести тысячелетий (от эпохи мезолита до наших дней)
    - здесь произрастает наименьший в мире папоротник (около 1 см) – сальвиния плавающая
    - здесь представлены образцы всех ландшафтных зон Украины – от степей до гор
    - с Хортицей связывают появление первой казацкой Сечи

  • Германия. Кельнский парк «Флора»

    Буквально через дорогу от известнейшего кельнского зоопарка расположился парк «Флора» – менее разрекламированный,
    но от этого не менее прекрасный.