Городские власти Киева не заинтересованы в реализации энергосберегающих программ
26.05.2013Председатель постоянной комиссии Киеврады по вопросам экологической политики Денис Москаль о том, почему власти столицы не заинтересованы в реализации энергосберегающих программ
Киевская власть постоянно жалуется на нехватку денег в казне. При этом город оплачивает огромные коммунальные счета бюджетных предприятий и компенсирует поставщикам электричества, воды и тепла льготные тарифы для населения.
Внедрение энергосберегающих технологий позволило бы ежегодно экономить почти треть всех бюджетных расходов, однако столичные власти, похоже, не хотят ничего менять. Почему чиновники и депутаты заинтересованы в упадке городского хозяйства, "ДС" рассказал председатель постоянной комиссии Киеврады по вопросам экологической политики, лидер Партии зеленых Украины Денис Москаль.
Городская власть не устает заявлять о своем стремлении превратить Киев в современный развитый мегаполис. Но почему тогда не внедряются технологии smart city, которые уже стали неотъемлемым атрибутом крупнейших столиц развитых стран?
Д.М. Такие проекты реализуются преимущественно в условиях развитых экономик — в европейских странах, США и Японии. Их внедрение связано с большими затратами, а инвестиционная привлекательность не очень высока, поскольку окупаются эти вложения, как правило, длительное время.
Реализация таких программ осуществляется как за счет муниципальных, так и государственных средств. Позволить себе подобные расходы ни Киев, ни Украина не могут. Это не значит, что мы не должны предпринимать никаких усилий, ведь создание "зеленой" экономики, в том числе и в масштабах города, — это путь, которым идут все цивилизованные страны.
Но отдельные целевые программы, направленные на внедрение энергосберегающих технологий, Киеврада принимала огромное количество раз. Что-то из них было реализовано?
Д.М. Программ можно принять много, но все упирается в деньги. И в городе, и в Украине в целом сферы инноваций и охраны окружающей среды финансируются по остаточному принципу.
Источника фактически два: бюджетные средства природоохранного фонда и частные инвестиции. В столичном бюджете денег едва хватает на финансирование защищенных статей: содержание бюджетных организаций, зарплаты, социальную защиту.
К примеру, в нынешнем году на охрану природы выделено всего 105 млн грн., из них 20 млн грн. уже потратили на предотвращение аварии на иловых полях Бортнической станции аэрации. Почему-то наши чиновники видят в фонде охраны природы источник средств для борьбы со стихийными бедствиями. А могли бы хотя бы эти деньги использовать на энергоэффективность, энергосбережение и внедрение возобновляемых источников энергии.
Из госбюджета поступления также незначительны. Что дадут Киеву с барского плеча за хорошее поведение, то и используем. В результате по каждому из направлений город пытается что-то сделать, но усилия остаются незначительными.
А деньги, которые Украина получает по Киотскому протоколу? Ведь их специально выделяют на проекты повышения энергоэффективности и обеспечения устойчивого развития?
Д.М. Использование киотских денег непопулярно из-за сложной и длительной процедуры их получения.
На каждой стадии проекта нужно пройти три этапа согласования: в министерстве, в Госагентстве по экоинвестициям и в Японии. Чиновники таких длительных процедур боятся. Они вообще не любят долгосрочных проектов, поэтому и не занимаются высокотехнологичными разработками.
Ведь их нужно пробивать, ходить по инстанциям, доказывать выгодность, просить деньги. А эффект от их внедрения проявится лишь спустя годы? К тому времени чиновник может лишиться своей должности.
Так лучше он сейчас возьмет свои 30% отката и положит их в карман. Или подменит дорогие розовые каштаны белыми, а если кто заметит обман, начнет рассказывать, что во всем виноваты аномальные снегопады или еще какие-нибудь стихийные бедствия. Чиновнику важнее всего четко и сразу видеть начало процедуры, ее окончание и, конечно, себя в этом процессе.
Может, стоит централизовать работу над городскими программами? От каких-то вообще отказаться, а все силы бросить на наиболее выгодные для города?
Д.М. Большинство целевых программ создаются по разнарядке. На каждое управление КГГА сверху постоянно спускают нормативы: разработать столько-то программ или концепций, подготовить столько-то инвестиционных конкурсов. Поэтому их и готовят спустя рукава, для галочки, а потом никто не следит за их финансированием и выполнением.
Зачем это нужно, если все уже отчитались? Около года назад, к примеру, мэрия пыталась провести конкурс на строительство мусороперерабатывающего завода. Когда его уже объявили и начали поступать предложения участников, оказалось, что параметры рассчитаны неверно, объемы переработки заложены слишком низкие. Конкурс отменили, чтобы все исправить и провести заново. И что? Год прошел, а об этом проекте ни слуху ни духу.
То есть инвесторы готовы вкладывать деньги, а город ничего не делает, чтобы их взять?
Д.М. Чиновники в этом лично не заинтересованы, потому и не хотят прикладывать никаких усилий. Все их действия направлены на то, чтобы запутать и усложнить любой процесс. Прямо сейчас, например, в Киеве инвесторы пытаются внедрить проект по развитию электромобилей, начав с электротакси.
Естественно, они сразу столкнулись с множеством проблем. Во-первых, нужно АТП, а это означает выделение земельного участка. Во-вторых, мощности для подзарядки аккумуляторов, которые необходимы по всему городу. Тут же включилась бюрократическая машина: чиновники начали рассуждать, как все это правильно провести и оформить по закону.
И эта машина работает очень медленно, поэтому инвестор вынужден сам придумывать механизм работы — как его деньги и его людей наложить на действующие в Киеве правовые механизмы.
Западных инвесторов, привыкших к прозрачным, понятным правилам и честной конкуренции, такой подход отпугивает сразу. Остаются лишь немногие отечественные бизнесмены, готовые работать, несмотря на все препятствия. Их крайне мало, и их надо бы холить и лелеять, но вместо этого им тоже вставляют палки в колеса.
В этом заключается логика существования наших чиновников. Ведь если все будет просто и понятно, зачем они нужны? Как они будут всем руководить и на чем дополнительно зарабатывать?
Я правильно понимаю: то, что выгодно городу, невыгодно чиновникам?
Д.М. Естественно, ведь чиновник заинтересован, чтобы каждый проект превращался в вечный двигатель. Пока он крутится, появляются какие-то, пусть небольшие средства и всегда есть, чем поживиться. Если сделать все один раз, всерьез и надолго, кормиться станет не с чего.
Посмотрите на те же дороги: там, где привлекались европейские кредитные средства и работали иностранные подрядчики, они сделаны прекрасно. А наш автодор занят бесконечным латанием ямок.
Или взять, например, вывоз мусора в Киеве. Существует программа установки контейнеров для раздельного сбора. Прошло уже больше половины срока ее реализации, а установлено менее 50% контейнеров. В этом году на них выделено всего 2 млн грн.
Значительную часть контейнеров были готовы за свой счет установить перевозчики, но теперь они этим не занимаются, потому что их притесняют по всем районам, прибыль упала, некоторые вообще на грани банкротства. Раньше они заключали прямые договоры с районными администрациями. Теперь, как и во многих других сферах, город назначил единого заказчика вывоза мусора, к которому заставили идти всех предпринимателей. Фактически ввели посредника между мэрией и подрядчиками.
Подавалось все это под благородным соусом: будет один хозяин, один коммунальный оператор, наведем порядок. А на деле все свелось к монополизации рынка и созданию лучших условий для тех, кто "договорится" с представителями КП. Какой же инвестор придет работать на таких условиях, особенно если он зарубежный? И это происходит во всех сферах: в транспорте, ЖКХ, экологии.
Почему же профильные подразделения мэрии не контролируют эти процессы? Ведь есть управления, которые прямо отвечают за внедрение новых технологий?
Д.М. Управления, отвечающие, например, за экологию или инновации, маленькие, бедные, у них даже не зарегистрированы собственные юридические лица, и трудятся там "три калеки". Экологи вообще работают в составе департамента благоустройства, который занимается киосками и урнами.
И это тоже проблема государственного уровня, потому что отношение к этим сферам одинаковое сверху донизу. Министерство экологии давно пора переименовать в министерство добычи полезных ископаемых. Региональные госуправления экологии ликвидированы, их функции вроде и передали местной власти, но не дали ни финансов, ни штатных единиц. Даже целевые программы некому грамотно подготовить.
Как может горсовет закрывать глаза на такую вопиющую ситуацию? Ведь это вы, депутаты, нанимаете исполнительную власть, чтобы она обеспечивала выполнение ваших решений?
Д.М. В Украине местные советы — не работодатели чиновников, а их обслуживающий персонал. Взамен чиновники обеспечивают жизнь города в состоянии перманентного избирательного процесса. Вся деятельность нацелена на то, чтобы эффективно обслуживать интересы кандидатов на избирательных участках.
Поэтому в первую очередь и финансируются проекты, которые помогают задобрить избирателя, — социальные программы и подачки. То есть все, что избиратель может непосредственно увидеть, пощупать и желательно в короткие сроки. Где-то крышу починить, где-то подъезд подкрасить, межквартальный проезд заасфальтировать.
Потом какой-нибудь Иван Иванович сможет похвастаться, как он требовал, писал запросы, пробивая какой-то бесплатный телевизионный декодер для пенсионера. А на самом деле в городе работает целевая программа, а средства на нее выделили под выборы именно в этом году.
И Иван Иванович просто знает, когда за ними есть смысл приходить. В прошлом году, к примеру, у нас были парламентские выборы и весь бюджет был ориентирован на мелкие ремонтные работы. Поэтому и депутаты, и чиновники примерно одинаково относятся к высоким технологиям: нам бы зарплаты выплатить и ямки заасфальтировать, а вы тут носитесь с какими-то солнечными батареями и "зеленым" строительством. При этом в их квартирах и загородных домах все эти "умные" технологии давно работают.
Источник: ДеПо.ua
Похожие новости
- В Украине хотят построить первый подземный музей28.09.2015
Планируется создать в рамках торгово-развлекательного комплекса на Почтовой площади подземный музей с экспозицией.
- Счетчики продолжают устанавливать по всей столице25.09.2015
До конца августа компания планирует довести количество установленных узлов до 2 тыс.
Архитектура
Дизайн интерьеров
Стройматериалы
Парки мира
- Тарханкут
Стоит посмотреть, потому что:
- в этом месте уникальная экосистема и самая чистая акватория Черного моря
- здесь находятся известные заповедные урочища Атлеш и Джангуль
- функционирует первоклассный 42-метровый маяк, построенный в 1816 году
- снимали кадры таких известных кинофильмов, как «Человек-амфибия» и «Пираты ХХ века»
- здесь отличное место для занятий дайвингом - Украина. Піт Никита. Розарий Никитского ботанического сада
Заслуживает внимания, потому что:
- это хороший пример сада роз ландшафтной планировки, гармонично вписанный в окружающее пространство;
- это самый долгоцветущий розарий в нашей стране;
- здесь самая большая коллекция роз в Украине. - Уникальный Петергоф. Рукотворный ландшафт в сложных климатических условиях
Холодный морской воздух, повышенная влажность, засоленность почвы, — северные реалии, в которых создание садово-паркового комплекса — подвиг. И имя ему — Петергоф. В мировой практике до Петергофа не было опыта создания регулярных парков в таких сложных природных условиях. Этот садово-парковый комплекс — яркий пример русского барокко, и несет все лучшие черты западного барокко с характерными особенностями садов, присущих только России.
- Франция. Париж. Розарий в парке Багатель
Заслуживает внимания, потому что:
- это классический розарий регулярной планировки;
- регулярная планировка сада погружает в эпоху правления короля Людовика;
- в Японии есть точная копия этого сада. - Натальевка
Стоить посмотреть, потому что:
- это уникальная усадьба конца ХІХ в., выстроенная в пейзажном стиле с некогда роскошным двухуровневым парком
- здесь сохранилась уникальная церковь 1913 года, построенная академиком Алексеем Щусевым — автором проектов Мавзолея и Казанского вокзала в Москве. Точную копию храма воссоздали потомки русских эмигрантов на Лазурном берегу в Ницце - Голландские сады. Родина черных тюльпанов
В Голландии, несмотря на ее "холодное месторасположение" (как-никак северо-западная Европа!), относительно скромные размеры и антропогенный ландшафт, выращивается наибольшее число тюльпанов. Эти цветы занимают почти половину всей цветущей поверхности страны! Правда, при том, что Голландия ассоциируется у нас с родиной тюльпанов, цветы эти в страну были завезены много столетий назад...
Комментарии
Оставить комментарийВы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.