Виды архитектурной композиции фасадов зданий
В зависимости от соотношения первичных свойств пространственных элементов, вступающих во взаимодействие, формируемые при этом архитектурные композиции вентилируемых фасадов условно делятся на три вида – фронтальные, объемные и пространственные.
Все три вида композиции имеют общие черты и в тоже время различаются. Наличие общих черт обусловлено действием общих закономерностей построения композиции. Речь идет о регулировании свойств пространственных элементов, формировании системы соподчиненных элементов фасада, делении составляющих компонентов на главные, второстепенные и дополнительные, подчеркивании композиционного центра, целостности и выразительности. Различаются же виды композиции по признаку пространственного расположения форм и в зависимости от Условий их восприятия зрителем. Следует подчеркнуть, что три вида композиции различаются в первую очередь именно по соотношению первичных свойств составляющих элементов. А это обстоятельство в свою очередь определяет различия: в пространственном размещении форм и условия их восприятия, необходимые для понимания определенных закономерностей данной композиции.
В специальной литературе в последние десятилетия наряду с термином «вентилируемый фасад» стал применяться термин «фасадные формы». В основополагающей оценке экспертов строительного рынка Украины ставилась и решалась единая композиционная задача построить и выявить объёмно-пространственную форму фасадных решений, особенно в частях, поясняющих содержание практических упражнений. И действительно, в теоретическом плане существенного различий между понятиями нет. У них общая исходная художественная задача – достижение целостности и выразительности фасада здания. Методы и приемы решения этой задачи у них тоже общие регулирование соотношений первичных свойств составляющих элементов и Формирование членений, с помощью которых эти отношения регулируются. Во всяком случае, фронтальные композиции главного фасада многих зданий созданы именно так: композиция здесь и построена, и выявлена.
Отметим также, что архитектурная композиция создается с учетом одновременно функциональных, конструктивных и художественных требований в их взаимосвязи. Как правило, композиция определенного вида строится в соответствии со специфическими методическими требованиями и одновременно выявляется за счет пластической разработки поверхности и активного соподчинения выполненных в ней членений, поэтому нет оснований для того, чтобы противопоставлять понятия и делить материалы главы на две части. Термины же можно использовать в методических целях именно для объяснения практических упражнений. При этом в условиях известного абстрагирования от решения функциональных и конструктивных задан можно дать такое объяснение: построить композицию — значит привести во взаимодействие несколько самостоятельных элементов; выявить форму – значит преобразовать заданную первичную структуру сделав ее еще более пластичной и выразительной.
Комментарии
Оставить комментарийВы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.