Заха Хадид: Инопланетная пластика
Чувственный космос
Архитектуру Хадид ни с чем не спутаешь. Гигантские медузы-моллюски с длинными щупальцами; глазастые фантастические существа, какимто чудом залетевшие с другой планеты; текучая вулканическая лава, застывшая в самый неожиданный момент… каждое здание своим внешним видом как будто протестует против скучного мнения, что дом — это такая прямоугольная коробка с крышей вверху и окнами посередине. ее постройки, кажется, существуют вне всяких законов земного притяжения: они струятся, падают, теряют равновесие. И при всем этом они удивительно пластичны и чувственны. В отличие от своего кумира абстракциониста казимира Малевича, которому она посвятила дипломный проект, и деконструктивиста Рэма колхаса, учившего в своей лондонской студии эту упрямую студентку из Ирана, архитектура Захи Хадид производит впечатление не хаоса, а гармоничного космоса. Недаром ее любимый образ — это струящийся, бурлящий поток воды, за которым можно бесконечно наблюдать, любуясь. До недавнего времени здания Хадид существовали лишь на уровне замыслов. квартиры, стоящие прямо на мосту через темзу, перевернутый вверх ногами небоскреб, жилой дом, «шагающий» через линию метро, — в то, что можно строить такие фантастические конструкции, не верил никто. Даже престижную архитектурную «нобелевку», Притцкеровскую премию, Заха получила в 2004 году (в то время ей было пятьдесят три) не за реальные постройки, а за «бумажные» проекты, за смелые идеи, которые должны обязательно реализоваться в далеком будущем. И вот это будущее уже наступило. В конце мая этого года в Риме, в самом консервативном в архитектурном плане городе, ревниво относящемуся к каждому, кто хочет нарушить его вековой покой и классические пропорции, открылось эпохальное здание — Национальный музей искусств XXI века, строительство которого доверили именно Хадид. Сейчас в преддверии летних Олимпийских игр 2012 г., которые пройдут в лондоне, где живет и работает Заха уже более тридцати лет, по ее проекту строится комплекс водных видов спорта – здание, представляющее собой огромную волну из стали.
Архитектура в миниатюре
В отличие от осторожных инвесторов, мебельные фабрики и фэшн-бренды были куда более благосклонны к «безумным» проектам Захи. Идеи, которые не удавалось реализовать в большой архитектуре, перекочевали в дизайн, ставший способом сохранения и реализации идей в малой дизайнерской форме. Одним из преданных поклонников таланта Хадид стала известная итальянская компания Sawaya & Moroni, для которой архитектор сделала коллекцию биоморфной мебели Z. Scape, воплотив в ней свои любимые волнообразные формы. как говорила сама Заха, источником вдохновения для нее была сама природа — ледники, трещины в породе, оползни, барханы пустыни. Именно их напоминают по форме цельные скамьи, диваны, стол с говорящими названиями «Айсберг», «Сталагмит», «Морена» и др. Скульптурные очертания предметов диктовали использование соответствующих материалов. чтобы зафиксировать задуманную форму, нужна была специальная обработка дерева, полировка, использование термопластичных полимеров и композитов, которые позволяют «лепить», как из пластилина, самые причудливые объекты. Но даже свойств податливого акрила, полиэтилена часто не хватало, чтобы воплотить замысел фантазерки Захи в заводском конвейерном варианте. требовалась ручная работа, как, например, в случае с люстрой Vortex — гигантской ленты Мебиуса из акрила со встроенными светодиодами.
Из-за сложности изготовления, которая, естественно, отражается на цене, практически все изделия Захи существуют в единичных экземплярах. часто они украшают интерьеры, которые создает архитектор. В частности, Vortex висит в холле отеля Puerta America, где Заха полностью оформила по своему вкусу первый этаж. Другие этажи были отданы на откуп не менее известным архитекторам: Жану Нувелю, Рону Араду, Дэвиду чипперфильду и др. И все же, несмотря на звездное соперничество, Захе, наверное, удалось произвести самое яркое впечатление. Обратившись к своей излюбленной теме текучести, она намеренно отказалась от четких границ и острых углов: из стен «вырастает» диван, кровать, полки, шкаф и даже сантехника, одна зона плавно переходит в другую.
Никаких лишних деталей, полное отсутствие декора, монолитные поверхности, почти полное господство белого цвета, который оживляет и видоизменяет разноцветная подсветка. Все вместе это рождает удивительное ощущение пребывания в неземном космическом пространстве. Подобные ассоциации вызывает и кухня будущего Z-Island из кориана, завораживающая своими фантастическими очертаниями самых обыденных предметов и своей ослепительной белизной. кстати, белый — один из любимых цветов Захи, именно его она выбрала для оформления гостиной в собственном доме в лондоне. Неслучайно оба проекта выполнены из искусственного акрилового камня, к которому неравнодушна Заха. Пластичный и одновременно очень прочный, при этом теплый на ощупь, этот материал позволяет добиваться потрясающего визуального эффекта с помощью одной только изысканно сложной формы.
Автор: Наталья Каминская
Источник: Перепланировка квартир
Услуги:
Похожие статьи
- Шторы своими руками
Так почему же пошить шторы своими руками это лучше, чем приобрести в ближайшем салоне? А преимущества состоят в следующем...
- Ревитализация урбанистического пространства – think globally, act personally
10 марта в Центре визуальной культуры при Киево-Могилянской академии, в рамках проекта «Урбанистическая лаборатория», состоялась презентация «Практики урбанистического восстановления: опыт Израиля».
Комментарии
Оставить комментарийВы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.