Главное и детали сада. Часть 2
В садах это проявляется через основу пространства, через то, как решено это пространство, как решена его конструкция. Это максимально естественный, природный ландшафт с небольшими замкнутыми садами при монастырях или зажатыми городскими стенами. Фактически садов в нашем понимании здесь не было. Это были утилитарные сады, виноградники. Декоративные сады были миниатюрными. Они обязательно смешивались с утилитарными овощными, виноградниками в цветах. Никакими особенными деталями они не отличались. Это были сады с непременным условием: огражденные стенами. Ассортимент растений был ограничен, но обязательно сочетал кустарники и травянистые растения. Однако для декоративных деревьев места не было. Возможно, человеку аскетичному, человеку с созвучными той эпохе внутренними свойствами нужен именно такой же сад: маленький по площади, уютный, удобный, простой в плане, огражденный, сочетающий черты утилитарного и декоративного. Собственно, таким и был романский сад.
Готический сад. Многим кажется, что эпоха Средневековья в Европе — грустная и жестокая. На самом же деле это была эпоха, в каждый год которой более ста дней составляли праздники, чаще религиозные. Люди не работали, а отдыхали, проводили время в массовых гуляниях, шествиях и карнавалах. И отношение к жизни было в целом открытое, что, собственно, отразилось в огромных витражных проемах и рвущихся ввысь шатрах соборов, пронизывающих «небо». Сады в замкнутых пространствах, огражденных стенами, были радостные и цветные.
Здесь уже огромную роль играл яркий орнамент в геометрии сада, что делало его сложнее и изысканнее, чем в романскую эпоху.
Сад эпохи Возрождения — это сад как произведение искусства.
Эпоха провозгласила новые ценности для человека: открытый взгляд на мир, его устройство, красоту и прославление природы и человека в ней. Эти ценности созвучны античным. После тысячелетнего сна Европа очнулась, человек возродился, вспомнил о своей земной сущности, возвратился к идеалам античной эпохи. Так же, как и античные, рукотворные ландшафты Возрождения простые и ясные, геометричные в плане. Решение пространства широко, открыто, ориентировано на внешний мир. Сады на террасах открывают дальние виды, что является основой построения их в тот период. Самые яркие примеры садов того времени — симметрично спланированные и изысканно рукотворные Вилла Боргезе, сады Боболи, Вилла Д’Эсте (Италия). Сады предельно гармоничные, лаконичные, геометричные и очень уравновешенно вписанные в рельеф. Эти сады органичны, часто расположены на сложном рельефе, не разрушая, а мягко преобразуя его. Их пространство наполнено театральными эффектами, украшено сложными архитектурными декорациями, активно дополняется малыми формами и скульптурой. Здесь уже появляются новые планировочные элементы — скульптурные гроты, колоннады.
На смену Возрождению пришло Барокко, наполнив сады роскошными пространственными сюжетами философии окружающего мира, изображением борьбы в среде стихий, воды, земли, воздуха, так созвучными мировоззрению эпохи. В архитектуре произошло изменение отношения к пространству: оно разрывалось и изменялось архитектурными формами. Они динамично жили в этом бурлящем пространстве, играли с ним, разрывая его и делая иллюзорным. Здесь нет ничего статичного, сады такие же сложные, бурные по композиции, креативные, играют этой ландшафтной средой многими уровнями, дальними и ближними перспективами, преобразованными до неузнаваемости.
Эти сады характеризовало динамичное пространство, многоярусное, со сложными и даже невероятными постройками. Как, например, молочная ферма или хижина заброшенного вида, блистающие в интерьере роскошью, золотом и парчой. Вся территория сада богато и роскошно декорирована. Подобно преобразованному миру такими же преобразованными должны были быть и все растения. Формовка достигла небывалого изощрения. Деревья в форме птиц, скульптур зверей, насаждения превращались в залы, колоннады; широкие партеры светились яркими красками узоров из цветных битых стекол, угля, мраморной крошки, выполнявших роль ковровых цветочных растений, которых еще не было в культуре.
На смену Барокко пришло Рококо, что для рукотворного ландшафта означало то же самое Барокко, но в самом вычурном его исполнении.
Здесь характерны самая яркая декоративность, пышность, изысканность, витиеватость, вычурность и абсолютная театральная иллюзорность ландшафтной среды. Это и есть воплощение стиля, визуально изменяющего, разрывающего и опрокидывающего пространство. Малые формы и детали со звучны идее такого пространства, очень декоративны, вычурны, порой даже перегружают его, доминируя, а не вписываясь в него.
Сады Классицизма, так же, как и Романтизма, содержат в своих истоках идеализацию живой природы, античности, влияния восточных культур. Свободная композиция садов воплотила эту эстетику грандиозных пространственных событий ландшафтного сценария. Это уже не покорение природной ландшафтной среды геометрией, как в прошлые эпохи, это изысканная среда с романтическим налетом заброшенности, мелодичности и уюта.
Композиционно и гармонично едины все планировочные элементы, сооружения и малые формы. Здесь актуальными стали возведенные руины различных исторических эпох, романтичные, загадочные по композиционному сюжету таинственные пещеры, гроты, искусственные холмы — «парнасы». Краски таких садов несколько сдержанны, природны, нежны и нюансны. Все растения абсолютно декоративны в своей естественности. Как и вся эпоха.
В архитектурном стиле, именуемом Эклектизмом, сохранены главные тенденции формирования пространств садов Классицизма и Романтизма, но с активным заимствованием «цитат» из садов прошлых эпох, что характерно также для малых архитектурных форм, и для деталей.
Модерн — последний из великих архитектурных стилей — явил нам сады, в основе своей продолжившие композиционные тенденции Романтизма. Здесь уже часто выступает регулярная планировка, но в спокойных приглушенных тонах, и, конечно же, как фрагмент всего плана. Только в садах Модерна можно встретить сочетание регулярного плана и романтической заброшенности в нем. В этих садах постройки и малые формы подчинены всей композиции пространства, не контрастируют с окружением, как в Барокко, а спокойно, как-то певуче дополняя его. Как скульптуру, так и детали, отличают мягкие плавные линии, так характерные для Арт-нуово.
Современность
ХХ век опрокинул парадигму знаний прошлых эпох, явился потрясениями, коренными переменами в социуме, а отсюда — взрывами, переворотами, творческими метаниями, «жестокими заболеваниями» в искусстве, что ярко отображено во всем, с чем мы соприкасаемся. Но в нашем мире видимо все так и должно быть. В рукотворных ландшафтах эти же явления одновременно и нового, и традиционного, красивого и безобразного, высоты и падения, здравого смысла и идиотизма, — все это правильно, так как абсолютно созвучно нашему времени и правдиво отображает его. Именно в этих понятиях берут начало и красивейшие, изысканные в своей гармонии современные парки и сады, и гектары пустых, бессмысленных ландшафтных пространств, укрытых газонами высыпанных минеральной крошкой, или жестоко замощенных камнем; метры жестких, прямых, тупо расчерченных в садах агрессивных к окружению дорог и дорожек, ведущих из никуда в никуда; километры холмов, уставленных зонтами или укрытых цветными тканями «просто так» — как эстетические поиски неизвестно чего в наше одновременно странное и красивое время. В подобных ландшафтах в качестве деталей абсолютно нормально могут выглядеть креативно закомпонованные кучи неизвестно чего, но по большому счету мусора, и это называют «инсталляция», головы дохлых коров, помещенные в террариумы, скульптуры, вызывающие рвотный рефлекс — да, все это тоже искусство, так как ведет диалог с нашим глубинным восприятием мира — подсознанием, но жестоко больное. Ведь «король-то — голый»!
Итак, идеал недостижим. Стремление к нему должно быть всегда. Но идеалы-то разные! Поэтому не может быть однозначного ответа, какими должны быть композиционные принципы организации пространства, какие планировочные элементы в нем, детали, используемые как дополнение этого пространства и одновременно как переход от предметной среды к этому пространству. Но можно уверенно утверждать, что каждый создаваемый ландшафт как рукотворная среда должен отражать запросы тех, кого он будет обслуживать как пространство для функции одновременно рекреационной, эстетической и экологической. Сады есть и будут разные, как все мы. И это правильно.
Автор: Елена Гнездилова, архитектор, ландшафтный архитектор, доцент кафедры градостроительства архитектурного факультета КНУСА
Источник: Ландшафт. дизайн
Ландшафтные услуги:
Похожие статьи
- «ЗЕЛЕНАЯ КРОВЛЯ» — перспектива архитектуры большого города
История зеленых кровель давняя. Упоминались они еще 1000 лет назад, во времена Скандинавии и Средней Азии.
- Участки с характером. По горам, по холмам
Горный ландшафт с холмами дает очень интересный результат обустройства участка.
Комментарии
Оставить комментарийВы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.