Магия утопленного сада, или как повысить восприятие, понижая уровень
Утопленный сад. Теория
Оказывается, наиболее интересные идеи лежат у нас в прямом смысле слова под ногами, на земле… или чуть ниже уровня земли – буквально в яме. Не спешите ее засыпать, тратясь на привозную землю. «Прокрутите» ее в своем воображении, посмотрите на этот якобы изъян с высоты; спуститесь в самую нижнюю точку и почувствуйте, как меняется восприятие оттуда, снизу. Вдруг затихают звуки, повышенная влажность открывает новые нотки ароматов и ощущение простора сменяется чувством защищенности, уютной камерности. Ацветы, которые незаметно росли под ногами, оказались пред очи и теперь можно рассмотреть нежный ажур на их лепестках... Магия? Почти. Если быть более точным, классика ландшафта – утопленный сад – прекрасный прием игры в перепады высот.
На рубеже XIX – XX веков англичане придумали и создали такую необычную форму сада, которая зрительно увеличивает общий объем из-за расположения цветников на разных уровнях. А известный немецкий ученый, заложивший основы современного садоводства, Карл Форстер, усовершенствовал эту идею и создал в своем саду в Потсдаме первый так называемый «утопленный сад». Очевидным достоинством такой организации пространства, когда площадка сада опущена по отношению к окружающему рельефу, является теплый микроклимат. Растения, защищенные со всех сторон, выигрывают в росте по сравнению с обитателями садов, открытых всем ветрам. К тому же ограниченная по периметру площадка всегда заставляет внимательнее рассмотреть ее внутреннее содержимое, не отвлекаясь на окружающие пейзажи. Утопленный сад создает более приватное, замкнутое пространство, и этим можно воспользоваться для создания уединенного места отдыха или сада ароматов. Как и в огромных садах при замках, здесь проложены прямые дорожки, симметрично расположены посадки. Традиционно в таком саду располагается водный источник – пруд, как в саду Форстера, или партерная клумба как центр композиции утопленного сада в Ботаническом саду Национального университета в Варшаве. Но главное условие – это наличие входа и выхода. Можно и более одного, то есть эдакая проходная комната с пониженным рельефом.
Неоспоримых преимуществ у утопленного сада достаточно много. Во-первых, это геопластика, игры с рельефом. Во-вторых – интрига: вид на «тайную» комнату открывается по сценарию архитектора, она как бы спрятана от всеобщего обозрения.
В-третьих, это рай для растений. Здесь они получают защиту от ветра, дополнительную влажность. В утопленном саду можно смело создавать коллекцию редких растений, которые с определенной долей риска высаживают на открытом пространстве сада.
Утопленный сад Ботанического сада Варшавского Университета
(Варшава, Польша)
Создан в 1808 году при Варшавской Медицинской школе. В1916 году сад перешел в ведение Варшавского Королевского университета и переименован в Ботанический сад Варшавского Университета. Ботанический сад Варшавского университета – один из старейших, но в то же время самых маленьких польских садов. На сравнительно небольшой территории, площадью около 5 га, собрано около 5000 разновидностей и сортов деревьев, кустарников и травянистых растений. Растительные коллекции разделены на 12 участков (секторов): Декоративные растения, Лекарственные растения и др.
Утопленный сад Карла Форстера
(Потсдам, Германия)
Сад находится в Борниме, недалеко от Потсдама. Это личный сад знаменитого садовника-философа, одного из крупнейших деятелей садоводства XX века.
Карлу Форстеру европейское садоводство обязано идеей натургартена, вводу новых видов в культуру и внимательному отношению к многолетним растениям как к ценнейшему материалу для создания декоративного сада. Сад состоит из двух частей – нижний, утопленный сад с водоемом в центре находится перед домом. В нем же расположена весенняя тропинка. За домом осенние цветники и каменистый сад семи времен года.
Утопленный сад. Практика
1. Утопленный сад – и мой любимый ландшафтный прием. Первый такой садик (небольшой, размером всего 4х4 м) возник на ровном месте. Места было мало, и оно было скучно ровным. Изучив историю утопленных садов, я, на тот момент начинающий дизайнер, решила следовать основным правилам: симметричность, наличие входа-выхода, водный источник в центре. Получилась небольшая садовая комната в стиле итальянского патио.
2. Очередная идея утопленного сада лежала просто под ногами – это была яма, большая, трехуровневая, очень интересной формы – она напоминала стилизованную птичку, если смотреть на нее с высоты птичьего полета. Оставалось «подрисовать» ей контур, «нарезать» этажей и построить стены таким образом, будто время разрушило строение прошлого века.
Строительный материал для стен был подобран заказчиком наилучший – старый кирпич разобранных построек екатерининских времен. Относительно большая площадь этого трехуровневого утопленного сада – 250 м2 и несимметричная форма позволили выгодно представить кирпич с вековым характером, «вырисовывая» из него арки, полукруглые ниши, плавные изгибы лестниц и разноуровневые стены, по которым живописно взобрался плющ и виноград Veichii. На среднем уровне – самом большом по площади – разместилась коллекция хвойных. Растения простые, но все шарообразной формы: туя Danica, ель колючая Glauca globosa, сосна горная Mops. Тему шара поддерживает и солитер – вишня кустарниковая Umbraculifera.
Верхний «этаж» посвящен розам, и эта комната буквально утопает в их ароматах. Садовая мебель и пергола гармонично вписались в романтический пейзаж.
Самый нижний уровень – наименее освещенный солнцем участок. Здесь высажены любители тени и влаги: хосты, баданы, герани, плющ, астильба. Из хвойных – тис Sommergold, карликовые сорта пихты корейской, тсуга канадская.
Сад расположен на участке таким образом, что через него пролегает маршрут прогулки. Словно чья-то дружеская рука увлекает тебя за собой по изгибу лесенки вниз, затем еще ниже, еще, и… предлагает «вынырнуть» из садовой комнаты на другую тропинку, что ведет вдоль леса. А, возможно, вы захотите здесь задержаться – присесть на скамью, прислушаться к тишине, вдохнуть пряные ароматы, помечтать, побыть наедине с природой. Вы ясно ощутите, что на уровне ниже «нулевого» по-иному воспринимаются звуки: лишние – затухают, а тонкие и неуловимые выходят на первый план. А запахи! Они уже не скромно струятся из-под ног, а словно изливаются сверху. От такого буйного хоровода впечатлений слегка кружится голова, но уходить отсюда совсем не хочется.
Автор: Елена Павлова, ландшафтный дизайнер
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн
Ландшафтные услуги:
Похожие статьи
- Собаки освітлюють парк власними екскрементами
Проект Park Spark дозволяє перетворювати собачі екскременти на гру світла одним помахом руки.
- Влада поновлює претензії на пейзажну алею
пейзажна алея в Києві стала одним із перших місць перемоги громадського інтересу над приватним. Проте, як надовго - невідомо.
- «ЗЕЛЕНАЯ КРОВЛЯ» — перспектива архитектуры большого города
История зеленых кровель давняя. Упоминались они еще 1000 лет назад, во времена Скандинавии и Средней Азии.
Комментарии
Оставить комментарийВы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.