Ландшафтная архитектура! Воздушно-пространственная организация сада. Часть 1

Линейная перспективаЛандшафтная архитектура, как и просто архитектура, — это наука об организации пространства! В ландшафтной стиль в архитектуре объективно существуют и действуют законы, на основании которых созданы правила, устанавливающие, как следует действовать в тех или иных случаях. Конечно, законы и правила не дадут точных и безошибочных рецептов создания совершенной и правильной красоты, но они совершенно точно научат не делать очевидных глупостей. Кроме того, настоящее искусство, — это всегда компромисс между достоверностью и Линейная+воздушная перспективавыразительностью. Поиски выразительности — это всецело работа вашей внутренней творческой мастерской (фантазии, наблюдательности, зрительной памяти, восприимчивости к нюансам, композиционного чутья). А вот законы и правила в этом компромиссе всегда на стороне достоверности. Среди прочих теоретических инструментов, необходимых в работе ландшафтному архитектору (впрочем, и заказчику, если он — сотворец ландшафта собственной усадьбы), ЛИнейная+воздушная+очертаний перспективатеория перспективы занимает особое место. Без нее невозможно построить что-либо толковое в пространстве.
В «Трактате о живописи» великий Леонардо да Винчи писал: "Практика всегда должна быть построена на хорошей теории, для которой перспектива — руководитель и вход, и без нее ничто не может быть сделано хорошо в случаях искусства". Великие люди прошлого уважали, изучали и выполняли правила. Итак.
Теория перспективы сада (ландшафта) — это теория, описывающая изменения зрительного восприятия предметов в зависимости от изменения их положения в пространстве.
Зрительные перспективы сада (ландшафта) — это явления, связанные не столько с особенностями человеческого восприятия окружающего, сколько с вполне объективными физическими явлениями и законами. Однако для человека эти перспективы — настоящий Божий дар, ибо именно они позволяют ему феноменально точно, а главное — совершенно объективно (человеческий глаз — прекрасная линза, с изменяемым фокусным расстоянием) ориентироваться в пространстве. И если эти явления, рассказывая нам (без линейки и угломера) о расстояниях и взаиморасположениях нас и предметов, размещают нас в реальном пространстве, то пренебрежение к существованию этих явлений и их законам, делает пространства, создаваемые нами, нереальными, недостоверными, плохо воспринимаемыми. Знание же и правильное использование их поможет верно организовать пространство, а иногда — зрительно исправить недостатки сложившейся архитектурной ситуации.
Водные поверхности сокращают перспективуЛинейная перспектива — это оптическое явление видимого уменьшения линейных размеров предметов, по мере их удаления от наблюдателя. Поскольку расстояние между предметами тоже предмет (отрезок прямой), оно, вполне очевидно, уменьшается, стремясь к размеру точки. Отсюда следует, что параллельные линии, проходящие неперпендикулярно взгляду наблюдателя (линии схода), на линии воображаемого горизонта сходятся в точку (точка схода). Это правило, впервые сформулированное Филиппо Брунеллески, необычайно важное для всех наших построений и на рисунках, и на живом ландшафте.
В плане построений встречаются перспективы одно-, двух- и трехточечные. Это от того, что живем и работаем мы в трехмерном пространстве. В работе чаще всего сталкиваемся с двухточечной перспективой, несколько реже — с одноточечной и почти никогда — с трехточечной. Без знания законов линейной перспективы трудно работать с «живым пространством» и совершенно невозможно изображать какие-либо пространства на плоскости бумажного или электронного листа. Визуальное отдаление огражденияЗачастую намеренно нами созданная визуальная ложь (читай — обман зрения), сродни литературному вымыслу — она не искажает действительность, а приукрашивает ее, если хотите, придает ей вкус. Художники и садостроители прошлого, понимая и принимая это, часто очень удачно использовали законы линейной перспективы для визуального изменения геометрических соотношений пространств. Замечательный пример такого изменения привел в своей книге известнейший в прошлом художник-садостроитель Арнольд Регель: «… В минувшем столетии находился близ Данцига парк Олива, отстоявший от морского берега более чем на милю, а если глядеть с главной веранды, то море казалось под рукой, на конце не особенно большой аллеи. Фокус заключался в том, что от замка вела аллея, окаймленная изгородью и имевшая в длину 480 футов, в ширину — в начале (у замка) 40, в самом конце 26 футов; отсюда начинался канал, также обсаженный изгородью, длиной в 660, а шириной в 20 футов в начале, и 44 фута у самого моря; при таких условиях казалось, будто аллея значительно длиннее, а море якобы начинается в том месте, где в действительности начинался канал; для поддержки иллюзии грунт образовал постепенный скат к берегу».

Автор: Сергей Семенов, ландшафтный архитектор
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн

Читайте далее продолжение статьи:
Такие перспективы! Воздушно-пространственная организация сада. Часть 2 >>>


Ландшафтные услуги:

топ
Анемона лесная Anemone sylvestris К2 LD Group
топ
Земляника индийская Duchesnea indica Р9 LD Group
топ
газон мавританский Ландшафтная Мастерская
топ
Ампелопсис LD Group
 

Вы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.

Похожие статьи

 

Лидеры продаж

Проект 25649
Общая площадь:161.40м2
Размеры:10.40 x 12.40
Проект 90008
Общая площадь:299.60м2
Размеры:15.20 x 19.20
Проект 25459
Общая площадь:173.30м2
Размеры:12.80 x 12.00