Ландшафтная архитектура! Воздушно-пространственная организация сада. Часть 1
Ландшафтная архитектура, как и просто архитектура, — это наука об организации пространства! В ландшафтной стиль в архитектуре объективно существуют и действуют законы, на основании которых созданы правила, устанавливающие, как следует действовать в тех или иных случаях. Конечно, законы и правила не дадут точных и безошибочных рецептов создания совершенной и правильной красоты, но они совершенно точно научат не делать очевидных глупостей. Кроме того, настоящее искусство, — это всегда компромисс между достоверностью и выразительностью. Поиски выразительности — это всецело работа вашей внутренней творческой мастерской (фантазии, наблюдательности, зрительной памяти, восприимчивости к нюансам, композиционного чутья). А вот законы и правила в этом компромиссе всегда на стороне достоверности. Среди прочих теоретических инструментов, необходимых в работе ландшафтному архитектору (впрочем, и заказчику, если он — сотворец ландшафта собственной усадьбы), теория перспективы занимает особое место. Без нее невозможно построить что-либо толковое в пространстве.
В «Трактате о живописи» великий Леонардо да Винчи писал: "Практика всегда должна быть построена на хорошей теории, для которой перспектива — руководитель и вход, и без нее ничто не может быть сделано хорошо в случаях искусства". Великие люди прошлого уважали, изучали и выполняли правила. Итак.
Теория перспективы сада (ландшафта) — это теория, описывающая изменения зрительного восприятия предметов в зависимости от изменения их положения в пространстве.
Зрительные перспективы сада (ландшафта) — это явления, связанные не столько с особенностями человеческого восприятия окружающего, сколько с вполне объективными физическими явлениями и законами. Однако для человека эти перспективы — настоящий Божий дар, ибо именно они позволяют ему феноменально точно, а главное — совершенно объективно (человеческий глаз — прекрасная линза, с изменяемым фокусным расстоянием) ориентироваться в пространстве. И если эти явления, рассказывая нам (без линейки и угломера) о расстояниях и взаиморасположениях нас и предметов, размещают нас в реальном пространстве, то пренебрежение к существованию этих явлений и их законам, делает пространства, создаваемые нами, нереальными, недостоверными, плохо воспринимаемыми. Знание же и правильное использование их поможет верно организовать пространство, а иногда — зрительно исправить недостатки сложившейся архитектурной ситуации.
Линейная перспектива — это оптическое явление видимого уменьшения линейных размеров предметов, по мере их удаления от наблюдателя. Поскольку расстояние между предметами тоже предмет (отрезок прямой), оно, вполне очевидно, уменьшается, стремясь к размеру точки. Отсюда следует, что параллельные линии, проходящие неперпендикулярно взгляду наблюдателя (линии схода), на линии воображаемого горизонта сходятся в точку (точка схода). Это правило, впервые сформулированное Филиппо Брунеллески, необычайно важное для всех наших построений и на рисунках, и на живом ландшафте.
В плане построений встречаются перспективы одно-, двух- и трехточечные. Это от того, что живем и работаем мы в трехмерном пространстве. В работе чаще всего сталкиваемся с двухточечной перспективой, несколько реже — с одноточечной и почти никогда — с трехточечной. Без знания законов линейной перспективы трудно работать с «живым пространством» и совершенно невозможно изображать какие-либо пространства на плоскости бумажного или электронного листа. Зачастую намеренно нами созданная визуальная ложь (читай — обман зрения), сродни литературному вымыслу — она не искажает действительность, а приукрашивает ее, если хотите, придает ей вкус. Художники и садостроители прошлого, понимая и принимая это, часто очень удачно использовали законы линейной перспективы для визуального изменения геометрических соотношений пространств. Замечательный пример такого изменения привел в своей книге известнейший в прошлом художник-садостроитель Арнольд Регель: «… В минувшем столетии находился близ Данцига парк Олива, отстоявший от морского берега более чем на милю, а если глядеть с главной веранды, то море казалось под рукой, на конце не особенно большой аллеи. Фокус заключался в том, что от замка вела аллея, окаймленная изгородью и имевшая в длину 480 футов, в ширину — в начале (у замка) 40, в самом конце 26 футов; отсюда начинался канал, также обсаженный изгородью, длиной в 660, а шириной в 20 футов в начале, и 44 фута у самого моря; при таких условиях казалось, будто аллея значительно длиннее, а море якобы начинается в том месте, где в действительности начинался канал; для поддержки иллюзии грунт образовал постепенный скат к берегу».
Автор: Сергей Семенов, ландшафтный архитектор
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн
Ландшафтные услуги:
Похожие статьи
- Хвойные в озеленении. Часть 4
Прекрасным дополнением в озеленении Вашего участка выступают живые изгороди, аллеи и бордюры из хвойных растений
- Хвойные в озеленении. Часть 3
Интересные композиции можно составить из различных групп хвойных растений.
- Хвойные в озеленении. Часть 2
В озеленении сада хваойными очень важно соблюдать баланс всех расстений.
Комментарии
Оставить комментарийВы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.