Три кита садового дизайна: польза, прочность, красота и не только
Ландшафтная архитектура и ландшафтный дизайн
В словарях ландшафтную архитектуру определяют как искусство, цель которого — гармоничное сочетание естественного ландшафта с местностью, освоенной человеком. Понятие «ландшафтная архитектура» включает в себя и садово‑парковое искусство.
Ландшафтный дизайн подразумевает, что местность не просто организуется, а преобразуется в новую предметную среду. В результате, используя как естественные природные ресурсы (рельеф, водные источники, флора), так и искусственные, создается новая облагороженная среда для жизнедеятельности человека. Ландшафтный дизайн — это благоустройство и озеленение.
Понятие «благоустройство» включает в себя работы по созданию так называемого «базиса» будущего облика оформляемой территории. Сюда относится создание дорожечной сети, разбивка газонов, обустройство водоемов, сооружение подпорных и декоративных стенок, установка систем полива, освещения и мн.др. Важный атрибут ландшафтных преобразований — садовая архитектура.
Под озеленением подразумеваются работы по осуществлению зеленых насаждений, т. е. посадка деревьев, кустарников, декоративных цветочных и декоративно‑листных растений.
Формула Витрувия
Польза, прочность и красота — три кита, на которых зиждется архитектура. Закон, сформулированный Витрувием еще во второй половине I в. до н. э., смело можно применить ко всем видам деятельности человека. В том числе и к садоустройству. Скептики воскликнут: «Какое отношение к саду имеют польза и прочность?! Главное, чтобы он был красив! » Спорить не будем, просто переведем постулаты Витрувия в «ландшафтную» плоскость.
Итак, что в ландшафте польза? Если в саду планируются и овощные грядки, и плодовые деревья, и ягодные кустарники, то она очевидна. А если нет — синоним пользы в данном случае — удобство. Сад, который не доставляет удовольствия, в котором неудобно передвигаться, нет комфортных зон для времяпровождения и отдыха, и т.д и т. п. — бесполезный сад.
С категорией прочности несколько сложнее. Ведь ландшафт — это не «застывшая музыка в камне» (как принято говорить об архитектуре). Это музыка динамичная, меняющаяся как минимум четыре раза в год, и каждый сезон имеющая свое звучание. Прочность — в долговечности. В долговечности элементов, призванных находиться на одном месте и оставаться неизменными достаточно длительное время.
Третья категория — красота, или эстетика ландшафта, — категория, означающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, и вызывающая эстетическое наслаждение. Эстетика ландшафта часто имеет дело с его образом в нашем чувственном восприятии.
Невозможно назвать совершенным сад, если он полезен, однако недолговечен, равно как и тот, который долговечен, но неудобен, или тот, что имеет одно и другое, но лишен всякой прелести. Удобство получится тогда, когда каждой части будет дано подходящее место и достаточное пространство…
Азы ландшафтного дизайна - садовладельцу на заметку
Определившись с главными китами ландшафтного дизайна, перейдем к азам, которые необходимо знать для создания гармоничного, созвучного вашему духу сада.
Прежде всего, помните: издавна мастера, создававшие уникальные сады и парки, придерживались правил и законов, подсказанных самой природой, и общих для всех видов искусства. Живопись и архитектура, музыка и поэзия — все это сконцентрировалось в садах, а закон ландшафтного проектирования ближе к законам архитектуры.
Второе: определиться со стилистическим направлением будущего сада. В основу его создания может быть положен один из двух планировочных приемов: пейзажный или регулярный. И в дальнейшем сад может быть пейзажный английский, русский, японский или регулярный французский… Впрочем, вполне может быть и микс. Похвально, если хочется чего-то креативного. Важно только, чтобы креативность была осмысленной. Лучше, если для воплощения задуманного вы обратитесь к профи.
Третье — обоснованность появления тех или иных элементов. Кроме «красиво» должно быть еще и логично и оправданно. Например, нужна ли вам «закрученная в вензеля» дорожечно-тропиночная сеть, или дорожки, проложенные параллельно друг другу на расстоянии вытянутой руки. Разрабатывая план благоустройства, обратите внимание, не ведут ли дорожки в тупик, нет ли необоснованных маршрутов, не придется ли вам бегать по кругу, чтобы попасть в точки, находящиеся близко друг от друга, но не связанные транзитом, нет ли запроектированных водоемов и ненужных посадок под стенами дома.
Пятое — реальность воплощения. Еще один важный фактор залога хорошего дизайна. Изучая работы дизайнеров, оценивайте их не только по критерию: нравится — не нравится, но и «смогу ли я воплотить у себя понравившуюся деталь». Ведь далеко не у всех будут расти и цвести азалии. Или парящие над водой светильники — красиво, но не всегда реально...
Шестой фактор — безопасность. Это касается и передвижения по участку в любое время суток, и инструментов, и оборудования, и различных строений.
Седьмой и самый важный фактор — эмоциональный комфорт. Он подразумевает получение уравновешенного эмоционального состояния при помощи визуального восприятия окружающего ландшафта. Сюда же можно отнести и тактильные восприятия от участка, например, возможность прикоснуться к растениям, ощутить прохладу воды, пройтись по дорожке, выложенной из приятной речной гальки. Если композиция, растение или конструкция вызывает ощущение опасности, незащищенности, ненадежности — со временем наступит предел накопления негативных подсознательных эмоций и их выплеск. Все это начнет раздражать вас...
Таким образом, создавая свой сад, думайте о своем эмоциональном здоровье.
9 секретов для «чайников»:
1 Работу по благоустройству следует начинать с планирования и проектирования. Это работа творческая, но к ней нужно отнестись серьезно. Пакет документов специалиста-ландшафтника может включать генплан, дендроплан, разбивочный и посадочный чертежи, ведомости посадочного материала и календарный план-график работ.
2 Автор ландшафтного проекта на момент начала работ должен иметь не только визуальную оценку участка, но и видеть результаты уже проведенных некоторых обследований.
3 Необходимо выполнить топографическую съемку, по результатам которой определяется объем земляных работ и разрабатывается план дренажа. Когда создается ландшафтный дизайн дачного участка, следует обратить внимание на рельеф: он может обусловить принятие планировочных, инженерных и архитектурно-художественных решений. Именно поэтому правильная предварительная оценка состояния и возможностей изменения участка способствует правильной организации ландшафтного проектирования.
4 До того как что-либо копать-сажать, нужно провести анализ почвы, т. е. выяснить агрохимические показатели. Это механический состав, кислотность, минеральный состав, плодородие. Далее следует определить ориентировочный режим грунтовых вод и заболоченность отдельных участков. Важно также знать особенности естественного освещения участка, для определения более точного места посадки растения.
5 Четко представьте себе, что именно вы хотите видеть на своем участке: европейскую зеленую лужайку, сад в мавританском стиле, деревенский пейзаж или японский сад камней. Как хотите расположить дорожки, где высадить сад.
6 После того как вы во всех деталях нарисуете для себя, каким вы хотите видеть свой придомовой участок после благоустройства, можно приступать к реализации фантазий. Первый шаг — грамотная разбивка участка на зоны. Выделяя зоны, старайтесь не нарушать целостности восприятия.
7 В поисках верного решения всегда исходите из местоположения дома.
8 Обязательно уделите внимание системе полива и дренажа.
9 Помните об эстетике при воплощении дизайнерского замысла обустройства приусадебного участка. Нагромождение большого числа даже самых изящных предметов искусства вовсе не означает эстетического преображения участка. Порой нескольких клумб бывает достаточно, чтобы создать эффектный цветник перед своими окнами.
Автор: Татьяна Князева
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн
Ландшафтные услуги:
Похожие статьи
- Шторы своими руками
Так почему же пошить шторы своими руками это лучше, чем приобрести в ближайшем салоне? А преимущества состоят в следующем...
- Ревитализация урбанистического пространства – think globally, act personally
10 марта в Центре визуальной культуры при Киево-Могилянской академии, в рамках проекта «Урбанистическая лаборатория», состоялась презентация «Практики урбанистического восстановления: опыт Израиля».
Комментарии
Оставить комментарийВы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.