Аэропорт в Херсоне открыли после шести лет простоя
10.05.2013Открывая в начале апреля международный аэропорт "Херсон", Николай Костяк, председатель облгосадминистрации, произнес фразу, услышав которую любой эксперт отрасли крепко задумался бы. "Аэропорт "Херсон" заработал — это главное. Следующим шагом станет поиск авиаперевозчиков". Все успешные аэропорты развивались совершенно по-иному. Но в Украине этот опыт, похоже, никого не смущает.
Выше и выше
Аэропорт в Херсоне открыли после шести лет простоя. Из него не осуществляется ни один международный рейс. Да и сами воздушные ворота области находятся на нерационально малом (всего в 70 км) расстоянии от другого аэропорта — Николаева, где с зарубежными "связями" также не густо.
По данным эксперта Александра Кавы, оттуда выполняется всего один регулярный рейс — в московский аэропорт "Внуково" на небольших турбовинтовых самолетах ATR-42/72.
Не менее парадоксальная ситуация сложилась и вокруг основных аэропортов страны. В ходе подготовки к Евро-2012 Украина провела широкомасштабную реконструкцию, сравнимую фактически со строительством, сразу нескольких аэропортов.
В строительство нового терминала D в "Борисполе" вложили почти 5 млрд грн., в Донецке, Харькове и Львове провели масштабные реконструкции, которые обошлись примерно в 6 млрд грн., 3 млрд грн. и 3 млрд грн. соответственно.
А вот сроки отдачи вложенных средств — весьма туманные. "Пропускная способность реконструированных аэропортов намного больше, чем их потенциал по пассажиропотоку в ближайшее десятилетие, — говорит Александр Кава. — Реально их загрузить сейчас невозможно, поскольку пассажиропоток очень жестко привязан к уровню благосостояния населения. Притом что в прошлом году, к примеру, аэропорт "Донецк" пропустил 1 млн пассажиров, невозможно в ближайшем будущем загрузить его 10-12 млн пассажиров, которые он может фактически перевезти".
Схожая ситуация с аэропортом "Львов". Счетная палата Украины в ходе аудита установила, что фактическая его загруженность составляет 8% от проектной — 7,3 млн пассажиров в год.
"Мининфраструктуры в свое время приняло недостаточно обоснованные решения об увеличении пропускной способности ГП "Международный аэропорт "Львов", которые превышают рекомендации УЕФА более чем на треть", — говорится в сообщении Счетной палаты.
"Аэропорт "Львов" сейчас пропускает за день столько пассажиров, сколько он может пропустить за полчаса", — говорит Александр Кава. Не удовлетворены в Счетной палате и строительством нового терминала D в "Борисполе".
"… 3,7 млрд грн. были использованы неэффективно и с нарушением законодательства. Например, необоснованные корректировки проекта строительства терминала "D" путем увеличения его пропускной способности вдвое и строительство в нем отдельной зоны для VIP-персон привели к увеличению долговых кредитных обязательств аэропорта на 2,6 млрд грн. Между тем для обслуживания VIP-персон и официальных делегаций хватало мощностей терминала "С". Масштабные инвестиции, направленные на развитие аэропорта, оказались экономически необоснованными. После проведения в Украине чемпионата Евро-2012 загруженность аэропорта составляет всего 32%", — говорится в сообщении Счетной палаты. Вполне логично, что "Борисполе" эти обвинения опровергают (см. интервью с Антоном Воловым).
Но даже этим "хозяйством" в Украине не могут эффективно управлять. "Доходы от неавиационных услуг в любом эффективном аэропорту должны составлять не менее 60-70%. Это доходы от сдачи в аренду площадей под кафе и duty-free, плата за парковку… В украинских же аэропортах на неавиационные услуги приходится максимум 20% доходов", — говорит Вячеслав Коновалов, эксперт общественной организации "Европатруль".
Еще есть что строить
В декабре 2012-го тогдашний министр инфраструктуры Борис Колесников заявил о начале строительства взлетно-посадочных полос в Одесском и Днепропетровском аэропортах стоимостью от $150-200 млн. Планируется новое строительство и в аэропорту… "Борисполь". Руководство главного аэровокзала страны считает, что уже в 2028 г. его услугами воспользуется 24 млн пассажиров, и поэтому им необходим новый терминал на месте старого, модернизированного в предыдущие годы.
"Сначала вложили 500 млн грн. в реконструкцию терминала "В", а теперь хотят его закрыть. Послушайте, а зачем тогда необходимо было его реконструировать?!" — недоумевает Вячеслав Коновалов.
"Аэропорт Варшавы обслуживает только 9,5 млн пассажиров (данные 2012 года), при том, что уровень благосостояния поляков намного выше, чем граждан Украины", — приводит факты Александр Кава. По его мнению, для "Борисполя" 24 млн пассажиров — это слишком далекая перспектива.
Казалось бы, модернизация аэропортов — благо для пользователей. Но, с другой стороны, зачастую в те же аэропорты приходится добираться по разбитым дорогам в дряхлых автобусах. Возможно, для начала стоило бы модернизировать дороги и наземный транспорт?
"Надо выбирать приоритеты — строить новый терминал, услугами которого будет пользоваться не более 10% конкретного населенного пункта, или же, к примеру, обновить парк троллейбусов и трамваев, которые не обновлялись 30 лет. Учитывая, в каком состоянии находятся автомобильные дороги, городской транспорт и, принимая во внимание глубину проникновения услуг авиаперевозок, я думаю, что авиация сейчас должна быть не в приоритете", — подводит грустный итог Александр Кава.
Источник: ДеПо.ua
Похожие новости
- Строительство в Украине подорожало на 10%, - Госстат07.01.2016
Скачок цен был зафиксирован во всех сферах строительства.
- Власти уверяют, что дороги ремонтируют05.10.2015
При благоприятных погодных условиях на всей территории Украины ежедневно работают как минимум 65 асфальтобетонных заводов.
- Вскоре в столице появятся прибыльные дома05.10.2015
Недавно состоялась презентация проекта первого классического доходного дома в Киеве...
Архитектура
Дизайн интерьеров
Стройматериалы
Парки мира
- Херсонес Таврический
Стоит посмотреть, потому что:
- он считается колыбелью христианства на Руси – в 988 г. здесь произошло крещение князя Владимира Святославовича
- это единственный не застроенный древний город в Крыму, доступный для осмотра
- это яркий пример античной городской архитектуры с акрополем и амфитеатром - Австрия. Розарий в Бадене-Бадене
Баден — небольшой курортный городок на востоке Австрии, известный своими многочисленными термальными источниками. Он находится примерно в часе езды от Вены и славен богатой историей.
- Мраморная пещера
Стоит посмотреть, потому что:
- это одна из 5 самых больших и оборудованных пещер в мире
- здесь множество уникальных колодцев, лабиринтов и сталактитовых скульптур, созданных самой природой - Германия. Майнау: остров цветов
Берега Германии, Австрии и Швейцарии омывают голубые воды озера Боден-зее. В нем расположен удивительный остров, покрытый множеством цветов и растений, – остров Майнау.
- Долина нарцисcов
Это единственное место в мире, где на 170 га расцветают нарциссовые поля на высоте более 180 м. Самый большой в Центральной Европе участок произрастания нарцисса.
- Германия. Зангерхаузен. «Европа-розариум»
Заслуживает внимания, потому что:
- это самый крупный коллекционный музей-розарий в мире;
- имеет общеевропейский статус;
при розарии работает научно-исследовательский институт, в котором определение и описание генома розы, произведенное в последние годы, позволило создать целые новые направления в розоводстве: в области селекции – генную инженерию, в исторической науке – генный банк данных.
Комментарии
Оставить комментарийВы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.