Австрия. Розарий в Бадене-Бадене
«Баден — небольшой курортный городок на востоке Австрии, известный своими многочисленными термальными источниками. Он находится примерно в часе езды от Вены и славен богатой историей. Первые письменные упоминания о строениях в этой местности относятся к 1233 г., но лишь с 1450 г. здесь образовалась небольшая деревня Вайкерсдорф. В середине XVIII века потомками княжеского рода Доблхоф на территории деревни возводится замок Вайльбург, ставший впоследствии фамильным имением семейства Доблхоф вплоть до второй мировой войны. Вокруг замка был разбит чудесный парк в стиле барокко, с ручьями, мельницей и озером. В 1830 году он представлял собой романтический парк в английском пейзажном стиле с отдельными элементами регулярной планировки. На озере (существующем и сегодня) находилась лодочная станция, вокруг замка ежегодно высаживалось множество цветов. В летнее время по всему парку расставлялись экзотические растения в вазах и объемных кадках, а на зиму их заносили в оранжерею. Центральными осями в парке служили каштановые аллеи, часть которых сохранилась. Наибольшего расцвета имение и принадлежавший ему парк получили во времена Антона фон Доблхоф-Дайера (1800–1872 гг).
В XX веке профиль парка изменился кардинально. В 1920 году часть его была преобразована в общегородской «Парк отдыха», и значительная территория отдана под устройство ярмарки, получившей название «Баденсия». В парке появился ресторан, открылись увеселительные аттракционы. В 1923 году муниципальными властями был установлен памятник воинам, павшим в Первой мировой войне. В 1942 году город выкупил у наследников семейства Доблхоф оставшуюся часть территории имения вместе с партерной частью парка. Замок стал отелем. За прежними хозяевами осталось лишь несколько комнат, а в 1945– 1955 гг. (в период советской оккупации) последнему хозяину замка и вовсе пришлось жить по соседству с собственным имением — в неприметном маленьком домике в Замковом переулке.
Впервые идея создания в Бадене розария прозвучала в 1961 году: тогда бельгиец Ян Коммс, член Международного Общества Роз, побывав в Бадене, предложил ее новому директору парка Доблхоф Вальтеру Врицману. Однако в то время эта идея не нашла поддержки. Да и речь шла скорее о парке другого замка.
В 1966 году, когда муниципальные власти Бадена, приняв во внимание новую волну интереса к туризму в Европе, выработали стратегию развития города как туристического объекта, и к идее срочного восстановления парка Доблхоф снова вернулись. Но и тогда еще речь о розарии зашла не сразу. Директор Вальтер Врицман и специалист в области паркостроения и садоводства Франц Вебер начинают вести переговоры с владельцами австрийских питомников о поставке растений в парк Доблхоф в рамках его переустройства. Затем они едут в Голландию для ознакомления с тамошними садами и парками, и только после этого возвращаются к мысли об устройстве розария.
Перед архитекторами и инициаторами создания сада роз выбора-то и не было. Парк Доблхоф был единственным, расположенным на ровном участке. Общегородской парк располагался на крутом склоне, имел террасированную структуру, что затрудняло планировку, а тем более распределение роз по сортам и группам.
Итак, решено было строить розарий в парке Доблхоф. Концепция сада заключалась в следующем. Во-первых, любой розарий должен иметь свое «лицо», то есть чем-то отличаться от существующих уже в Европе. Поэтому в основу положили идею создания, наряду с демонстрационным садом, опытного участка, где будут проходить акклиматизацию новые сорта роз, созданные селекционерами разных стран. К этому добавилась идея проведения ежегодного конкурса на лучшую розу среди представленных новинок европейской селекции. Наконец, поскольку известный во всем мире розовод Рудольф Гешвинд жил в свое время не только в Словакии, Чехии, но и в Австрии, было предложено собрать музей роз Гешвинда из тех сохранившихся сортов, которые еще можно было найти.
Во-вторых, необходимо было учитывать, что парк Доблхоф находится на высоте 234 м над уровнем моря (Адриатического), и климат в этой местности характерен преобладанием сухой холодной зимы и жаркого лета, где среднегодовая температура составляет 9,7°С, а уровень годовых осадков ниже среднеевропейской нормы. Предполагавшийся «музей роз Гешвинда» как нельзя лучше соответствовал месту будущего розария, так как этот селекционер всю свою жизнь занимался выведением холодоустойчивых и засухоустойчивых сортов роз, способных пережить холодные зимы в условиях близости Альпийских гор. При анализе состава почвы оказалось, что она не является оптимальной для выращивания роз: в почве было обнаружено высокое содержание извести, а также слишком тонкий слой гумуса, что требовало дополнительных затрат на строительство. В процессе подготовки розария создателям пришлось немало потрудиться, чтобы устранить все эти неблагоприятные факторы.
В-третьих, необходимо было восстановить преемственную связь времен в плане традиции выращивания роз в Австрии. Здесь речь шла об историческом прошлом австрийского розоводства и включением его достижений в современный процесс. Для этого потребовалось тщательное изучение архивных документов и помощь немецких, французских и даже итальянских специалистов в области селекции и выращивания роз. В ходе исследований, например, выяснилось, что еще в 1856 году в замке Вайльбург, который был тогда летней резиденцией эрцгерцога Альбрехта, находился самый крупный в Германии розарий, насчитывающий 1800 видов и сортов роз. Сохранившийся каталог 1834 года перечисляет 1100 наименований роз в имении Доблхоф. В муниципальном музее Бадена экспонируется гербарий из 1800 видов растений, собранных Антоном Францем Роллетом в розарии замка Вайльбург. Среди прочих роз в гербарии можно найти такие сорта как Prince Camille de Rohan, Gloire de Dijon, Madame Testout, Souvenir de la Malmaison, La France, Ulrich Brunner, а также принадлежащий селекции Рудольфа Гешвинда сорт Gruss an Teplitz — «Привет из Теплица».
В-четвертых, параллельно с устройством розария требовалось восстановление, а в некоторых частях и коренная реконструкция исторического парка с тем расчетом, чтобы розарий естественным образом «вписался» в общую картину, не нарушив эстетической и исторической ценности Доблхофа.
Проект разработки розария был поручен австрийскому архитектору Виктору Мёдльхаммеру. Для устройства сада был выбран участок между озером и парадным подъездом к замку Вайльбург. В это же время всем владельцам наиболее крупных питомников были разосланы сообщения о строительстве предполагаемого розария с просьбой оказать помощь в поставке садового материала. На эти сообщения откликнулись не только хозяева садовых заведений, но и многочисленные частные лица, просто любители роз, а также зарубежные партнеры. В частности, большие партии саженцев были безвозмездно предоставлены чешским питомником роз в Пругонице близ Праги, знаменитым старейшим розарием «Европа» в Зангерхаузене (Германия), а коллекцию из 20 сортов роз селекции Гешвинда подарил Бадену Джанфранко Финеччи, владелец одного из крупнейших частных музеев старинных роз в Италии.
На призыв муниципалитета Бадена отозвались тысячи добровольных помощников. Многие из них бесплатно вызвались потрудиться на земляных работах в саду, некоторые помогали саженцами из своих личных садов, а нашлись и такие, что выделили немало денежных средств на устройство розария. За два года строительства сада только от частных лиц в розарий поступило более 20 тысяч саженцев роз в общей сложности около 200 сортов и видов. В сумме это составило около 5 миллионов австрийских шиллингов. Огромную помощь в благоустройстве парка оказала администрация замкового комплекса Шенбрунн в Вене, передав сотни взрослых растений пирамидальной и шарообразной формы для придания парку старинного «барочного» облика.
Два года с 1967 по 1969 шло строительство. Были завезены и заменены сотни тонн земли, установлены 200 скамеек, уложены 10000 штук садовой плитки, укреплены и расширены 8000 м2 дорог, спланировано и сооружено 175 куртин и декорационных участков, где по мере поступления высаживались все новые и новые саженцы. В парке проведена реставрация садовых павильонов и беседок, восстановлена оранжерея.
12 июля 1969 года состоялась торжественное открытие розария в Бадене. На церемонию прибыли федеральный министр Шлайнцер, премьер-министр Австрии Маурер и президент Шварцрок. Внезапно начавшийся ливень заставил перенести праздничные мероприятия в парадный зал старого отеля Гутенбрунн. В череде запланированных торжеств было проведено «крещение» новой розы селекции немецкой фирмы Тантау, которую авторы назвали в честь открытия розария «Город Баден» — Kurstadt Baden. Вечером на открытой площадке перед павильоном оранжереи состоялся концерт духового оркестра местной полиции. В первые два дня открытия розария, в котором было высажено 50 000 розовых кустов, сад посетили более 10 000 человек.
Безусловно, «изюминкой» розового сада в Бадене является самая полная на сегодняшний день коллекция роз Рудольфа Гешвинда. Он родился в 1829 году в Гредле, маленькой деревне Австро-Венгерской империи недалеко от Праги. Учился два года в Техническом университете Праги, затем в горнолесной академии в городе Баньска Штявница. Получил диплом лесничего, и в этой должности он проработал до ухода на пенсию в 77 лет.
Сначала он поступил на службу в Департамент лесного хозяйства в Шемнице, а затем, переезжая с места на место, он работал в разных местах Австро-Венгрии (ныне на территории современных государств Польши, Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Украины и Италии). Одним из первых мест его работы в Австрии была область около города Боцена в Южном Тироле. Здесь он активно занимался разведением чайных сортов роз, которые называл «королевами роз». Именно там, как уверяют австрийские исследователи, у него возникла идея экспериментов по скрещиванию разных сортов роз с целью выведения морозоустойчивых сортов, которые при этом обладали бы элегантностью чайных роз. После многочисленных переездов он обосновался в 1872 году в маленькой словацкой деревушке Крупина.
Международное признание пришло к Гешвинду в 1886 году после его участия в Парижской Всемирной выставке, где он представил коллекцию «вечнозеленых венгерских» роз собственной селекции. Последние 4 года жизни после ухода на пенсию Гешвинд занимался исключительно розами. Умер талантливый розовод в 1910 году в Крупине, где и похоронен на местном кладбище.
Сколько вывел Гешвинд новых сортов роз, точно неизвестно. Предполагают, что их численность колебалась между 130 и 140. После его смерти большинство роз были утеряны, питомник продан, а книги забыты. Будучи человеком бедным и постоянно нуждаясь в деньгах, Гешвинд часто продавал свои новинки другим селекционерам, в частности немецким розоводам Петеру Ламберту из Трира и Шмидту из Эрфурта. Таким образом, некоторые сорта Гешвинда попадали в торговлю под именами других селекционеров. Сегодня в баденском розарии собрано 45 сортов селекции Рудольфа Гешвинда. В парке в 1983 году установлен памятник этому замечательному человеку.
Еще одна замечательная особенность розария в Бадене — это наличие международного опытного розария. Экзаменационная комиссия, собранная из специалистов, несколько раз в год собирается для оценки состояния высаженных для проверки новых сортов роз. Со всего света селекционеры посылают в Баден свои розы, чтобы оценить их приспособляемость в этой климатической зоне. Эти новинки селекции, как определено по условиям испытания, еще не имеют названий и фиксируются лишь кодовым номером. Специальная комиссия в течение двух лет оценивает присланные экземпляры по ряду параметров: устойчивость к болезням, цвет, аромат, форма бутонов, форма цветов, общий вид куста и т. д. Если испытуемый сорт набирает 80 баллов из 100 возможных, то он получает квалификационный аттестат с пометкой «Австрийская проверка роз».
С 1986 года по настоящее время руководит розарием директор Герхард Вебер. Главным садовником является с 1979 года Герберт Нагль, а организационный комитет, созданный для решения общих вопросов связи с общественностью, состоит из 20 человек.
Розарий занимает площадь 8 гектаров и вмещает сегодня более 30 000 кустов роз, а вся коллекция насчитывает около 600 сортов и видов. Он является одним из самых живописных мест в курортном городке Баден. Весной и осенью, в период массового цветения, парк наполняется многочисленными поклонниками «царицы цветов». В это время, по сложившейся за многие годы традиции, в парке проходят музыкальные праздники, различные фестивали и пышные балы. В ароматном воздухе, на фоне яркого цветущего великолепия звучат произведения Моцарта и Бетховена, экспонируются живописные и скульптурные работы, проводятся интересные выставки и конкурсы».
Автор: Юта Арбатская, главный ландшафтный архитектор Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника
Источник: Ландшафт. дизайн
Ландшафтные услуги:
Похожие статьи
- Собаки освітлюють парк власними екскрементами
Проект Park Spark дозволяє перетворювати собачі екскременти на гру світла одним помахом руки.
- Влада поновлює претензії на пейзажну алею
пейзажна алея в Києві стала одним із перших місць перемоги громадського інтересу над приватним. Проте, як надовго - невідомо.
- «ЗЕЛЕНАЯ КРОВЛЯ» — перспектива архитектуры большого города
История зеленых кровель давняя. Упоминались они еще 1000 лет назад, во времена Скандинавии и Средней Азии.
Комментарии
Оставить комментарийВы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.