Для предотвращения экологических катастроф Украине нужно урегулировать добычу сланцевого газа

13.10.2013
Для предотвращения экологических катастроф Украине нужно урегулировать добычу сланцевого газа

20 сентября Ивано-Франковский облсовет разрешил компании Chevron начать добычу сланцевого газа. После того как аналогичное решение вынесет Львовский облсовет, начнется разработка Олесского газового месторождения.

Но, приблизившись вплотную к освоению сланцевых месторождений, Украина до сих пор законодательно не закрепила правила их разведки, добычи и, прежде всего, стандарты экологической и техногенной безопасности. Что чревато серьезными последствиями: проблема стабильного обеспечения энергоресурсами может быть решена за счет нанесения непоправимого вреда окружающей среде.

"Сланцевое" беззаконие
Добыча сланцевого газа в нашей стране сегодня поставлена в зависимость от политической конъюнктуры. Предприятия, которые займутся разработкой месторождений нетрадиционных углеводородов, были определены еще в мае 2012 г.

Победителями конкурса на разработку Юзовской площади (находится на границе Донецкой и Харьковской обл.) стала транснациональная компания Royal Dutch Shell, а Олесского месторождения (Львовская и Ивано-Франковская обл.) — американская Chevron.

Через месяц итальянская фирма Eni S.p.A, не сумевшая выиграть конкурс, приобрела контрольный пакет акций ООО "Захидгазинвест", которое имеет лицензии на разработку девяти месторождений нетрадиционного газа в Львовской области.

Харьковский и Донецкий облсоветы, где большинство составляют представители Партии регионов, одобрили соглашение с компанией Shell в январе нынешнего года. Малочисленная оппозиция, возмущенная тем, что депутаты даже не ознакомились с текстом соглашения и приложениями к нему (вместо 300-страничного документа было роздано двухстраничное "краткое содержание"), попыталась в суде опротестовать это решение. Но безрезультатно.

Зато в Ивано-Франковском и Львовском облсоветах, где серьезное влияние имеют "свободовцы", протолкнуть соглашение с фирмой Chevron оказалось значительно сложнее. Представители Ивано-Франковщины подали в Кабмин почти 150 замечаний и потребовали учесть их в договоре. Правительство частично пошло на уступки: в откорректированном варианте, за который 20 сентября проголосовал Ивано-Франковский облсовет, в той или иной степени учтено 48 поправок.

Одна из наиболее существенных: компания Chevron обязана раскрывать органам государственной власти и местным советам информацию о названии химических веществ, которые используются для гидравлического разрыва пласта. Теперь обновленный вариант соглашения с Chevron изучает Львовский облсовет и готовится предложить свои поправки.

Причина того, что перспективное направление газодобычи поставлено в зависимость от политических раскладов в местных советах, лежит на поверхности: в стране попросту отсутствует законодательство, которое бы детально прописывало требования к освоению сланцевых пластов.

"Сейчас все вопросы, которые должны решаться на уровне закона, регулируются соглашением с нефтегазовыми компаниями о распределении углеводородов", — уточняет депутат ВР Юрий Деревянко.

Тогда как, например, в США действуют пять федеральных законов, регламентирующих эту деятельность. Кроме того, в каждом штате приняты собственные законы по добыче нетрадиционных углеводородов. Жесткие стандарты для разработки сланцевых месторождений внедряются и в Европе: сегодня на сайте Европарламента размещено около 300 документов, касающихся нетрадиционного направления нефтегазовой отрасли, а к концу нынешнего года Евросоюз намерен разработать единые общеевропейские правила по добыче сланцевого газа методом гидравлического разрыва пластов.

"По такому же пути должна пойти и Украина: нам нужно разработать и принять полноценное законодательство, которое бы жестко регулировало разведку и добычу нетрадиционных газов методом фрекинга", — говорит председатель координационного совета Харьковской областной общественной организации "Зеленый Фронт" Олег Перегон.

Зарегулировать до мелочей
Для того чтобы свести к минимуму риски возникновения чрезвычайных ситуаций, необходимо на законодательном уровне ввести ряд стандартов. "С учетом новизны и своеобразия сланцевых проектов Украине было бы логично перенимать опыт стран, которые уже разработали достаточную законодательную базу. Европейские государства (в частности, Польша, Германия, Великобритания) во многом заимствуют опыт Соединенных Штатов Америки, которые уже успели выработать эффективные методы решения наиболее острых экологических проблем, связанных с разработкой месторождений нетрадиционного газа", — считает представитель юридической фирмы CMS Ca-meron McKenna Виталий Радченко.

"Можно взять за основу опыт стран Евросоюза: Германии, Польши, Великобритании. Большинство сланцевых законов, принятых в этих государствах, являются адаптацией директив ЕС", — добавляет координатор интернет-платформы Киевского института нетрадиционного газа Роман Ницович.

Экологи составили перечень вопросов, касающихся экологической и техногенной безопасности при добыче нетрадиционного газа, которые следует решить на законодательном уровне.

"Документ был направлен в Кабинет Министров Украины. Однако правительство его полностью проигнорировало", — рассказывает г-н Перегон. К примеру, сейчас по нашему законодательству использование воды для добычи полезных ископаемых не нормируется (технология добычи нетрадиционных газов методом фрекинга требует большого количества воды — от 4 тыс. до 20 тыс. т на один гидроразрыв).

"Чтобы предотвратить истощение запасов артезианских, грунтовых или поверхностных вод, мы предлагаем на законодательном уровне ограничить использование воды научно обоснованными лимитами, которые должны определяться и контролироваться государством. Источники водоснабжения должны быть указаны еще на этапе подготовки проектной документации", — говорит Олег Перегон. Во многих европейских странах применение воды при гидроразрывах строго регламентируется.

Германия, например, собирается внести изменения в законодательство, которые вообще запретят добычу сланцевого газа в районах, где расположены запасы питьевой воды.

На уровне закона, по мнению ученых и "зеленых" активистов, следует урегулировать и вопрос утилизации отработанной жидкости, которая использовалась для гидроразрыва пластов.

"США также столкнулись с проблемой утилизации фрекинг-жидкости. В разных штатах это происходит по-разному. Так, в Техасе использованная вода сливается в отработанные скважины. Из Пенсильвании отработанную жидкость вывозят в штат Огайо. Однако в идеале очищенный раствор можно использовать для гидроразрыва пластов повторно. Такой подход, закрепленный на законодательном уровне, был бы выгоден не только с точки зрения экологии, но и для самих компаний-недропользователей. Ведь повторное использование фрекинг-жидкости может не только снизить объем воды, забираемый из источников, но и уменьшить затраты на ее утилизацию", — полагает Виталий Радченко.

Не менее важный вопрос — использование химических соединений в составе жидкости, применяемой при фрекинге. В Украине нет законодательной нормы об обязательном раскрытии информации о составе химических реагентов при гидроразрывах.

"Необходимо обязать газодобывающие компании раскрывать состав фрекинг-жидкости. Использование канцерогенных, токсичных, отравляющих и радиоактивных веществ необходимо запретить. Государство должно прописать требование к газодобытчикам использовать безопасные вещества или те, которые самостоятельно разлагаются в течение, скажем, нескольких месяцев либо лет", — подчеркивает Олег Перегон.

Аналогичный законопроект об обязательном раскрытии информации о составе фрекинг-жидкости разрабатывается в США. Сейчас подобные нормы действуют в некоторых штатах.

К примеру, с 2011 г. власти Техаса требуют, чтобы газодобывающие компании размещали в открытом доступе сведения о потенциально опасных химических реагентах, используемых при гидроразрывах.

Также публичной является информация об объеме воды, который используют при добыче нетрадиционного газа методом фрекинга. Штат Колорадо пошел еще дальше: с 2012 г. там необходимо раскрывать информацию обо всех веществах, используемых при гидроразрывах, а не только о экологически опасных.

Публиковать тип, концентрацию и объемы всех химических веществ, которые используются при гидроразрывах, компании обязало и правительство Великобритании. Необходимо также разработать правила транспортировки и хранения веществ, которые используются для гидроразрыва пластов, чтобы не допустить их попадания в окружающую среду.

Восстановление территории после завершения эксплуатации скважины и ее санитарно-технический тампонаж — отдельный вопрос.

"Следует законодательно запретить размещать геологоразведочные или добывающие скважины на территории природно-заповедного фонда и объектов культурного наследия. Необходимо утвердить нормативы, определяющие безопасное расстояние между скважинами и объектами природно-заповедного фонда, жилыми домами, источниками водоснабжения", — считает Олег Перегон.

Поскольку общественность обеспокоена тем, что добыча сланцевого газа может привести к землетрясениям, то эксперты советуют прописать в законодательстве нормы, касающиеся сейсмических проявлений. К примеру, как это было сделано в Великобритании.

В декабре прошлого года правительство Великобритании отменило мораторий на разведку сланцевого газа, который был введен после двух землетрясений, связанных с проведением гидроразрывов.

Одновременно там утвердили требования к компаниям, занимающимся разведкой и добычей нетрадиционных газов. Была введена система контроля сейсмичности, аналогичная действующей в Нидерландах и Германии. И теперь любые колебания земной поверхности магнитудой 0,5 и более баллов по шкале Рихтера автоматически приведут к остановке гидроразрывов на территории Великобритании.

Пока в Украине не будет разработано полноценное законодательство, вряд ли можно рассчитывать на бурное развитие этого направления нефтегазовой отрасли. Поскольку его смогут тормозить купленные активисты или намеренно затягивать политические оппоненты.

В результате наша страна может упустить реальный шанс обрести долгожданную энергетическую независимость и спрыгнуть наконец с российской газовой иглы.

Источник: www.depo.ua




Вы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.
 

Архитектура

Дизайн интерьеров

Стройматериалы

 

Парки мира

  • Южная Корея. Стеклянный сад

    Сад находится в самой южной точке Южной Кореи — на острове Чеджу. Климат здесь субтропический, а потому инфраструктура острова ориентирована на международный туризм. За последние 30 лет в Корее произошли кардинальные изменения в сторону открытости миру, и Чеджу — самый показательный тому пример.

  • Тарханкут

    Стоит посмотреть, потому что:
    - в этом месте уникальная экосистема и самая чистая акватория Черного моря
    - здесь находятся известные заповедные урочища Атлеш и Джангуль
    - функционирует первоклассный 42-метровый маяк, построенный в 1816 году
    - снимали кадры таких известных кинофильмов, как «Человек-амфибия» и «Пираты ХХ века»
    - здесь отличное место для занятий дайвингом

  • Новая Зеландия. Записки из Веллингтона

    Другой климат, другие условия, необычные, интересные решения. Прогуливаясь по улочкам Веллингтона, то и дело сталкиваешься с чем-то интригующим и привлекающим внимание. Перепад температуры с +25-30 летом и +15 зимой, при высокой влажности воздуха позволяют местным садоводам реализовывать самые разнообразные "чудеса".

  • Австрия. Розарий в Бадене-Бадене

    Баден — небольшой курортный городок на востоке Австрии, известный своими многочисленными термальными источниками. Он находится примерно в часе езды от Вены и славен богатой историей.

  • Массандровский парк

    Стоит посмотреть, потому что:
    - это яркий пример классического регулярного французского парка
    - дворец и парк были самой любимой резиденцией Александра III

  • Натальевка

    Стоить посмотреть, потому что:
    - это уникальная усадьба конца ХІХ в., выстроенная в пейзажном стиле с некогда роскошным двухуровневым парком
    - здесь сохранилась уникальная церковь 1913 года, построенная академиком Алексеем Щусевым — автором проектов Мавзолея и Казанского вокзала в Москве. Точную копию храма воссоздали потомки русских эмигрантов на Лазурном берегу в Ницце