Кто такая новая Нобелевська лауреат из Украины Светлана Алексиевич

23.10.2015
Кто такая новая Нобелевська лауреат из Украины Светлана Алексиевич

Светлана Алексиевич родилась в семье сельских учителей в Ивано-Франковске. Отец - белорус, мать - украинка. После демобилизации отца из советской армии семья перебралась в Белоруссию.

После окончания школы Светлана работала корреспондентом районной газеты в Наровлі.

В 1967 году поступила на факультет журналистики Белорусского государственного университета. После окончания университета Светлану направили на работу в районную газету в Бярозі. Через год получила работу в республиканской "Сельской газете", а еще позже - в журнале "Неман" (орган Союза писателей Беларуси).

Книги Алексиевич вызвали критику со стороны советского режима, писательницу обвиняли в частности в "пацифізмі, натурализме, развенчание героического образа советской женщины" (о книге "У войны не женское лицо").

Сейчас писательница находится в оппозиции к режиму Александра Лукашенко. Живет и работает за пределами Беларуси - в Италии и Швеции.

В 2013 году считалась одним из претендентов на Нобелевскую премию по литературе, однако премию получила писательница Элис Манро из Канады.

После крымских событий выступила в немецкой газете Frankfurter Allgemeine с осуждением российской политики в отношении Украины.

Алексиевич называют "блестящим мастером художественно-документальной прозы". В то же время иногда встречаются и критические мнения, характеризующие творчество Алексиевич как спекулятивно-тенденциозную журналистику.

В 2015 году стала лауреатом Нобелевской премии по литературе с формулировкой "за ее многоголосное творчество - памятник стражданню и мужества в наше время".

Очень интересно на эту награду отреагировали российские СМИ, которые начали мгновенно "приписывать" премию России. Например, издание snob.ru отметил: "Впервые за 45 лет победитель пишет и говорит по-русски".

Самые известные произведения Светланы Алексиевич "Время секонд-хенд: конец красного человека", "Чернобыльская молитва" и "Цинковые мальчики".

Для написания "Цинковых мальчиков" Светлана посетила Афганистан, где встречалась с бывшими участниками боевых действий и с матерями погибших солдат. После выхода книги в 1989 на писательницу обрушилась очередная волна критики.

В 1993 г вышла новая книга "Зачарованные смертью". Это был рассказ о самоубийцах - о тех, кто покончил или пытался покончить с собой, не выдержав исчезновения социалистических идей, социалистического материка. Те, кто уравнял себя с идеей, сжился с ней намертво. Кто не нашел в себе силы принять новый мир. Новую историю и новую страну. По книге был снят фильм "Крест" (сценарий Светлана Алексиевич, режиссер Геннадий Городний, Москва).

В 1997 году С. Алексиевич закончила и опубликовала книгу "Чернобыльская молитва" (хроника будущего). Как обычно, последние три книги, так и эта сначала была опубликована в журнале "Дружба народов", а затем в издательстве "стожища". Эта книга не о Чернобыле, как пишет сама автор, а о мире после Чернобыля. Как человек живет, обживает новую реальность, которая произошла, существует, но еще не осознана и не поняла. Люди, пережившие Чернобыль, люди, что живут после Чернобыля, добывают новое знание. Знания для всего человечества. Они уже живут после третьей мировой войны ... После ядерной войны ... Не случаен в этом смысле подзаголовок книги - хроника будущего.

"Если оглянуться назад: вся наша история - советская и постсоветская - это огромная братская могила, море крови. Вечный диалог палачей и жертв. Вечные русские вопросы: что делать? И кто виноват? Революция, Гулаг, вторая мировая война и спрятана от своего народа война в Афганистане, крах великой империи, под воду ушел гигантский социалистический материк, материк-утопия, а теперь новый вызов, космический вызов - Чернобыль. Вызов уже - всему живому. Все это - наша История. И это - тема моих книг. Мой путь ... Мои круги ада ... От человека к человеку... ", - говорит она.

Читайте также: В столице появятся новые спортивные площадки

Алексиевич издавались не только в нашей стране, но и за рубежом - в Америке, Германии, Англии, Японии, Швеции, Франции, Китае, Вьетнаме, Болгарии, Индии и т. д. Всего в 19 странах мира. Она - автор сценариев 21 документального фильма. И трех театральных пьес. Во Франции, Германии, Болгарии ставились спектакли по ее книгам.

С. Алексиевич награждена многими международными премиями: Курта Тухольского (Шведский ПЭН) за "мужество и достоинство в литературе", премией Андрея Синявского "За благородство в литературе", российской независимой премией "Триумф", лейпцигской премией "За европейское взаимопонимание-98", немецкими премиями "За лучшую политическую книгу" и имени Гердера. Сама Светлана Алексиевич обозначила однажды в интервью так главную идею своих книг, своей жизни : "Я всегда хочу понять, сколько человека в человеке. И как этого человека в человеке защитить? Чем мы можем его защитить".

Известные цитаты Светланы Алексиевич

"Если не забывать войну, появляется много ненависти. А если войну забывают, начинается новая. Так говорили древние". ("У войны не женское лицо")

"Человека в человеке немного - вот что я понял на войне." ("Цинковые мальчики")

"Мама с папой поцеловались, и я родилась. Раньше я думала, что никогда не умру. А теперь знаю, что умру. Мальчик лежал вместе со мной в больнице. Вадик Коринков. Птичек мне рисовал. Домики. Он умер. Умирать не страшно. Будешь долго-долго спать, никогда не проснешься. Вадик мне говорил, что когда он умрет, будет долго жить в другом месте. Ему об этом сказал кто-то из старших мальчиков. Он не боялся.
Мне снился сон, как я умерла. Я слышала, как плакала моя мама. И проснулась..." ("Чернобыльская молитва")

"Жизнь прекрасна, падла, но так коротка..." ("Чернобыльская молитва")

"Хорошо, когда в доме есть старики. Когда они живы - мы еще дети..." ("Последние свидетели")

"Не будет у нас долговечного асфальта и ухоженных газонов. А герои всегда найдутся!" ("Чернобыльская молитва")

"Я дружила с Оксаной, она была с Украины. Впервые от нее услышала о страшном голоде на Украине. Голодоморе. В их селе умерла половина людей. Умерли все ее меньшие братья и папа с мамой, а она стала здорова тем, что ночью воровала на колхозной конюшне конский навоз и эла. Никто не мог его есть, а она ела: "Теплый не лезет в рот, а холодный можно. Лучше замерзший, он сеном пахнет". Я говорила: "Оксана, товарищ Сталин сражается... Он уничтожает вредителей, но их много". - "Нет, - отвечала она, - ты глупая. Мой папа был учитель истории, он мне говорил: "Когда-нибудь товарищ Сталин ответит за свои преступления..." Я хотела пойти к комиссару... Все рассказать... А вдруг Оксана - враг? Шпионка? Через два дня в бою она погибла... У нее не осталось никого из родных, некому было послать похоронку..." ("У войны не женское лицо")

"На них никто не обращает внимания, уже привыкли. Они спят и едят тут же на полу, на старых газетах и журналах, неделями не могут купить билеты в Саратов, Казань, Новосибирск, Киев... Где их искалечили? Что они там защищали? Никому не интересно. Только маленький мальчик не отводит от них своих широко раскрытых глаз, и пьяная нищенка подошла к одному солдатику:
- Поди сюда... Пожалею...
Он отмахнулся костылем. А она, не обидевшись, добавила еще что-то печальное и женское" ("Цинковые мальчики")

"Я боюсь дождя - вот что такое Чернобыль. Боюсь снега. Лэса. Облаков боюсь. Ветра... Да! Откуда дуэт? Что несет? Это не абстракция, не умозаключение, а личное чувство. Чернобыль... Он в моем доме... В самом дорогом для меня существе, в моем сыне, который родился весной восемьдесят шестого... Он болен. Животные, даже тараканы, они знают, сколько и когда рожать. Люди так не могут, творец не дал им дара предчувствия. Недавно в газетах опубликовавшем, что в девяносто третьем году только у нас, в Беларуси, женщины сделали двести тысяч абортов. Основная причина - Чернобыль. Мы уже везде живем с этим страхом... Природа как бы свернулась, ожидая. Выжидая! ("Чернобыльская молитва")

"Расскажу о запахе... Как пахнет война... До войны я окончила шесть классов. Тогда был такой порядок в школе, что начиная с четвертого класса все сдавали экзамены. И вот мы сдали последний экзамен. Это был июнь, а май и июнь в сорок первом были холодные. Если у нас сирень цветет где-то в мае, то в тот год она цвела в середине июня. И вот начало войны у меня всегда связано с запахом сирени. С запахом черемухи... Эти деревья всегда пахнут мне войной... Жили мы в Минске, и родилась я в Минске. Отец - военный капельмейстер. Я ходила на военные парады с ним. Кроме меня в семье было еще два старших брата. Меня, конечно, все любили и баловали как самую младшую, да еще сестренку. Впереди лето, впереди каникулы. Это было очень радостно. Я занималась спортом, ходила в Дом Красной армии плавать в бассейн. И мне очень завидовали, даже мальчишки в классе завидовали. А я спрашивала, что умею хорошо плавать. Двадцать второго июня, в воскресенье, должно было праздноваться открытие Комсомольского озера. Эго долго копали, строили, даже наша школа ходила на субботники. Я собиралась пойти искупаться одной из первых. А как же! Утром у нас было принято всегда идти за свежимии булочками. Это считалось моей обязанностью. По дороге я встретила подругу, она мне сказала, что началась война. На нашей улице был много садов, домики утопали все в цветах. Я подумала: "Какая война? Что она придумала?" ("Последние свидетели. Соло для детского голоса")

"Вот кто-то подводит меня к окну: "Посмотри, вон везут твоего отца...". Незнакомая женщина тянула что-то на санках. Кого-то или что-то закутанное в одеяло и перевязанное веревкой... Потом мы с сестрой хоронили нашу маму. Остались одни. Владя уже плохо ходила, у нее отказывали ноги. Кожа отслаивалась, как бумага. Ей принесли бутылочку... Я думала, что это лекарство, а это была какая-то кислота. Яд. «Не бойся..." - позвала она меня и дает эту бутылочку. Она хотела, чтобы мы вместе отравились. Я беру эту бутылочку... Бегу и бросаю ее в печь. Стекло разбивается... Печь была холодная, там давно ничего не варилось. Владя заплакал: "Ты вся в отца". Кто-то нас нашел... Может, ее подружки? Владя лежал уже в беспамятстве... Ее - в больницу, меня - в детдом" ("Время секонд-хенд")




Вы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.
 

Архитектура

Дизайн интерьеров

Стройматериалы

 

Парки мира

  • Шаровка

    Стоит посмотреть, потому что:
    - здесь выращено первое в Украине кофейное дерево
    - это яркий пример готической архитектуры и созданного ей под стать ландшафта на природных террасах
    - это одна из немногих усадеб середины ХІХ века, уцелевших и не разграбленных после революции 1917 года

  • Сокиренцы

    Стоит посмотреть, потому что:
    - здесь жил самый известный украинский кобзарь Остап Вересай (1803-1890)
    - в Сокиренцах гостили поэт и художник Т. Г. Шевченко, художник Л. М. Жемчужников и композитор М. В. Лысенко
    - в парке растут: уникальный платан, которому более 200 лет, и Шевченковский явор

  • Карпатский дуэт: водный каскад и природное изваяние

    Стоит посмотреть, потому что:
    - на горе Поп Иван расположена обсерватория
    - здесь находится красивейший водопад Женецкий Гук

  • Букский каньон

    Стоит посмотреть, потому что:
    - он входит в сотню самых красивых мест Украины и занимает второе место в рейтинге «Семь чудес Черкасщины»
    - это уникальный маленький фьорд на территории нашей страны
    - здесь находятся живописные руины водяной мельницы конца XIX века и одной из первых украинских ГЭС

  • Франция. Валь-де-марн. Лей-ле-роз. Розарий и музей

    Заслуживает внимания, потому что:
    - это музей роз классической регулярной планировки;
    - к 1910 году здесь уже насчитывалось около 8 тыс. сортов и видов роз,
    - разбитых на отдельные коллекции и тематические разделы;
    - это первый Музей роз, где была поставлена на должный уровень научная работа.

  • Французское барокко. Водные феерии в регулярных садах. Часть 1

    Вода в регулярных садах Франции, пожалуй, впервые в истории архитектуры, составила основу пространственной композиции. Эти сады существенно отличаются от регулярных садов Италии эпохи Возрождения, потому что именно во французском барокко было достигнуто совершенство в работе в регулярном пространстве.