Французское барокко. Водные феерии в регулярных садах. Часть 2
Французские парки
Фонтаны в барочных садах — это величественные архитектурно-скульптурные композиции, чаще всего аллегорического содержания на античные сюжеты, изобилующие в пространстве струями, каскадами, потоками, как роскошное обрамление доминирующей воды, которая в вечном движении. При этом сама водная поверхность, окружающая эту водную феерию, выполнена как декоративная, богатая, усложненная и изысканная по форме драгоценная рама. Об архитектурном облике фонтанов французских парков той эпохи можно судить по оставшимся немногочисленным гравюрам. Эти фонтаны были сложны по форме и очень замысловаты по устройству. Композиционные фрагменты и детали фонтанов приводились в движение специально сконструированными ручными механизмами — вращались, двигались, поднимались и опускались— при этом водные струи и потоки дополняли динамику всего замысла.
Водные сооружения французского парка уже не окружены постройками, как ранее в Италии. Все их элементы подчеркнуто рукотворные, геометричны и при этом природны по изображению, как например, странное, искусно выполненное дерево в Версальском боскете "Болото", где из жестяных листьев выплескивались струи воды.
Этот затейливый по замыслу фонтан многократно тиражировался в европейских садах барокко и даже в Петергофе. Такими же "природными" возможно воспринимали современники фонтаны, бившие в зелени апельсиновых деревьев на острове посреди продолговатого канала в версальском боскете "Аллея воды". Как пишут историки, главный фонтан Фонтенбло — фонтан Тибра, или Ромула — состоял из статуи Тибра, возлежавшей наподобие софы, которая поддерживалась четырьмя ножками. Вода била из рога изобилия, который находился в руках у Тибра и из углов софы, из двух лебедей, помещенных на пьедестале и четырех ваз, стоявших на углах бассейна.
В удивительном парке Комерси, к сожалению, не сохранившимся, самым замечательным было то, что по стене нижнего этажа павильона, обращенной ко дворцу, падал каскад, и казалось, что вода, лившаяся со стен павильона, непрерывно переходила в воды канала. При рассмотрении плана совершенно непонятно, как можно было заставить воду переливаться по всем каскадам, питать многочисленные фонтаны или водные затеи. Среди последних был киоск, окна которого состояли из непрерывно скатавшихся водных скатертей, были галереи из колонн, которые казались водяными, потому что вода непрерывно лилась по их поверхности. Подобной игры с водой в парковых сооружениях история еще не знала.
Фонтаны включались на праздниках и днем, и ночью. Тогда ночная иллюминация, фейерверки и звезды отражались в кажущихся бездонными водных зеркалах и играли, сияли в динамичных брызгах, струях и потоках, создавая сказочный мир в пространстве сада под залпы фейерверков, под восторженные крики разодетых в шелка, кружева, блестящие драгоценности напудренных людей и под идилически чувственную музыку Люлли, наполнявшую пространство счастьем. Фонтаны Версальского парка (а их было около 1400) — сложные инженерные устройства. Так как дворец и большая часть парка находятся выше окружающей территории, то воду для фонтанов приходилось накачивать специальными машинами на пруду Кланьи и на реке Сене. В эпоху Реставрации велись работы по сооружению колоссального акведука для доставки накаченной вручную воды, чтобы обеспечить непрерывную работу фонтанов, но эти работы в то время так и не были завершены. Новые времена, приносившие новые архитектурные веяния, послужили причиной перестройки, изменения или сноса фонтанов, этих феерических водных устройств. Мало что осталось от них сегодня. Внесли свою лепту и время, и войны. Но одним из мощнейших разрушителей великолепия украшений Версальского парка и сокровищ его дворца была бушующая революционная толпа, захлестнувшая Версаль для ареста королевского семейства в бурные дни французской революции.
Все водные устройства в регулярных садах Франции были в той или иной степени реминисценциями, цитатами, заимствованиями, повторениями основного композиционного замысла и всех деталей Версальского парка. Собственно нового никто ничего уже не сделал, потому что сделать, наверное, было невозможно. Единственный парк, который в какой-то мере можно поставить рядом с парком Версаль по игре с водой, по водным устройствам, по богатству содержания водных композиций и пространственному идеологически насыщенному замыслу, но в совершенно других композиционных принципах и в других природных условиях, — это Петергоф.
Водные устройства в французских парках открыли человеку невиданные, немыслимые дотоле возможности в использовании воды в пространстве— это водные глади, водные зеркала, поверхности, которые трактовали как драгоценности, обрамленные в богатые барочные рамы изумительного очертания и изысканного рисунка в плане. Вода как основа композиции сада в барокко стиле, освещенная солнечным закатом стрела перспективы, тающей вдали, вода как шум водопадов, каскадов, как многочисленные звенящие струи фонтанов, богато украшенных скульптурой, и вода в немыслимых доселе затеях роскошных механических фонтанов – все это водные феерии французского барокко, непревзойденные до сих пор. Также Вам будет интересно ознакомиться с историей парка Софиевка Умань и Усадьбой в Качановке.
Автор: Елена Гнездилова архитектор, доцент кафедры градостроительства архитектурного факультета КНУСА
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн
Ландшафтные услуги:
Похожие статьи
- Собаки освітлюють парк власними екскрементами
Проект Park Spark дозволяє перетворювати собачі екскременти на гру світла одним помахом руки.
- Влада поновлює претензії на пейзажну алею
пейзажна алея в Києві стала одним із перших місць перемоги громадського інтересу над приватним. Проте, як надовго - невідомо.
- «ЗЕЛЕНАЯ КРОВЛЯ» — перспектива архитектуры большого города
История зеленых кровель давняя. Упоминались они еще 1000 лет назад, во времена Скандинавии и Средней Азии.
Комментарии
Оставить комментарийВы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.