Парк Шантийи - пейзажное сердце регулярных садов Франции
«В период с 1632 по 1700 гг. великим Ленотром были созданы наиболее знаменитые французские парки, такие как: Во-ле-Виконт, Марли, Сен-Клу, Версаль, Шантийи. Идеи французского абсолютизма нашли отражение в формировании классического садово-паркового стиля XVII века – французский регулярный сад с его характерными элементами: партерами, боскетами, бордюрами, берсо, шпалерами, павильонами, эрмитажами, фонтанами, скульптурами, топиарами, кадочными деревьями. Стиль известен своей геометрической планировкой. Тем неожиданнее всего в 49 км от Парижа увидеть превосходный ландшафтный парк с великолепным замком, который произвел на меня гораздо большее впечатление чем Версаль и Во-ле Виконт.
Шантийи (1663–1684), подобно другим паркам того времени, подвергся влиянию новой моды, и часть парка была весьма осторожно переделана. Осторожно, потому что поместье Шантийи было резиденцией принцев Конде, и там хранилось все, что оставалось от их предков: произведения искусства и культуры. И сегодня в замке находится вторая по значимости после Лувра коллекция живописи Франции. По замыслу Ленотра и приемам, использованным при создании сада, он был близок к пейзажному, за исключением главного партера, лестниц и амфитеатра (вертюгаден), которые располагались непосредственно перед замком, и где проходили все праздники. Добавления в XVIII веке к произведению Ленотра были сделаны чрезвычайно осторожно, и в результате получилась картина исключительной ценности и цельности. Вся пейзажная реконструкция не имела и намека на ту фантастичность, капризность или нагромождения, какими отличались другие переделанные по последней моде сады.
Конечно, не все дошло до наших дней, но, к счастью, остался путеводитель по садам Шантийи «PROMENADES OUITINERAIRE DE JARDINS DE CHANTILLY», изданный в 1791 году. Из него можно узнать многое: что исчезло и что необходимо знать, чтобы представит себе роскошь и художественную ценность подобных имений. Описание начинается с цветочного партера, расположенного возле террасы окаймленной балюстрадами с 28 большими беломраморными вазами, ручки которых, сделанные из позолоченного свинца, имели вид бараньих голов. Пьедесталы, на которых стояли вазы, украшены масками, выбрасывающими воду. Вдоль террасы проходил небольшой ров, наполненный водой из ручья, который служил для водоснабжения Шантийи.
Особый интерес представлял театр под открытым небом. В Версале был водный театр, но там эффект получался из комбинации зеленых перспектив и струй, а в Шантийи создавалось сочетание из настоящего театра и садовых каскадов. Эта выдумка показывает богатство замыслов той эпохи, вместе с тем объясняет возможность появления в садах театральных декораций и даже сцен. Как он выглядел этот театр под открытым небом? Цитирую: «...На другой стороне галереи находится квадратный «Павильон Аполлона», украшенный двумя вазами снаружи, а внутри восьмью однотонными панно, представляющими драматических писателей и сцены их произведений. На двери в глубине павильона был написан Аполлон Бельведерский. Дверь, распахиваясь, открывает доступ в вестибюль театра, где две лестницы ведут непосредственно в театр. Зрительный зал очень богато украшен серебром по голубому фону. Над ложами возвышаются колонны в виде стволов пальм, образуя аркады и поддерживая завесы, а сверху виден плафон, украшенный амурами и гирляндами. Роскошь и изящество этого зала не является единственной его прелестью. При помощи скрытого механизма можно открыть фон сцены, и тогда снаружи видна ниша со статуей Дианы, которая помещена на каскаде из многочисленных струй воды, падающих в бассейн. Эта перспектива дополняется восьмью гладкими каскадами, которые по желанию начинают бить на сцене, как в саду. Эти настоящие каскады, великолепно дополненные соответствующими декорациями и фоновой перспективой, производят во время представлений при освещении более 500 свечами самое необыкновенное, блестящее впечатление и кажутся настоящим волшебством».
Водный партер с фонтаном «Сноп» — одно из лучших созданий Ленотра — состоит из широкого залива канала, где помещены статуи четырех сезонов и вазы. По обе стороны залива расположены участки партера, разделенные на клумбы и украшенные пятью бассейнами и фонтанами. По обе стороны партера помещено по аллее и по ряду ваз. Около левой аллеи расположен остров Амура. Остров по виду отвечает своему назначению. К нему ведет деревянный мост. На одном конце аллеи помещена статуя Венеры Стыдливой, на другой – Венера Каллипиги, в середине устроен зал из зелени в окружении восьми термов из мрамора. В середине зала – статуя бескрылого амура, держащего не лук, а сердце. На пьедестале написаны стихи Грувеля: «Обнаженный, как истина, безоружный, как невинность, бескрылый, как постоянство, – Амур Золотого века подносит красоте только сердце. Такого бога любви не найти, но его везде ищут». Цепочные партеры, рощи платанов и фонтаны дополняют украшения этого места. Рядом находится павильон Венеры – маленький, продолговатый холмик, декорированный трельяжами. Фасад его состоит из четырех ионических колонн, а на фронтоне его изображены голубки, факел, стрелы, корзины с цветами, словом, все атрибуты той, кому посвящен этот храм. В павильоне бьют фонтаны в виде грибов, и вода их падает в мраморные фигурные бассейны. Зеркала отражают эти фонтаны. В середине каждого из окон помещена ваза из переливающегося алибастра с ручками в виде амуров. Из этих ваз бьют высокие струи, падающие затем в них обратно.
Следующий фрагмент – Английский парк. В нем искусство изменяет природу только для украшения и сходства с лучшими образцами, созданными природой. Сад повсюду открывает радостные и приятные виды, при прогулке по этому саду можно забыть соседнюю роскошь.
Пространство, занятое этим участком, до 1780 г. было болотистым лугом, превращенным как бы волшебством в дивный пейзаж. Рощи громадных деревьев, газоны, цветы были внезапно заменены камышами и журчащей водой. Канал проточной воды, начинающийся и заканчивающийся гладкими каскадами, образованный мелкими ручьями, журчащими между деревьями, изгибается и дает быстрый поток несколькими каскадами. Недалеко от дерновой скамьи открывается исключительно живописный вид. Через просеку виден мост над ручьем, сделанный из обломков скал, а за ними вдали — каскад, который находится в начале большого канала. Далее путешествующий по саду попадает в пещеру, представляющую громадный скалистый свод, нависший над ручьем. Перейдя по мостику через ручей попадаем на « Английский лужок» — газон, окруженный группами редких растений и клумбами с различными цветами. Ручей, протекающий в обрамлении зелени, завершает эту картину.
В этой же части парка расположены семь построек, называемые хижинами, размещенные в беспорядке и покрытые соломой. В середине видна широкая газонная площадка, прорезанная тропинками. С одной стороны растет старинный вяз, с другой находятся колодец и ряд огородов. Одна из хижин – водная мельница, другая — хлев, третья – молочня. Следующий домик очень скромен по виду, так что кажется обиталищем бедного, а внутри поражает пышностью, так как он полон всякой посуды, предназначенной для пребывания Конде в хижинах. Еже дальше находится скромная постройка, предназначенная для столовой и устроенная в виде охотничьей хижины. Посетителю кажется, что он перенесен в лес. Обрубки деревьев служат для сидения, цветы растут прямо в земле, несколько отверстий, как бы случайно сделанные между ветвей, которыми украшена хижина, дают свет. Во время ужина зал освещает гирлянда фонарей, которые кажутся подвешенными к ветвям. Еще одна хижина служит бильярдной, а другая — библиотекой. Также в Шантийи находились зверинец, голубятня с двумя фонтанами, павлиний двор, где был устроен фонтан в виде четырех павлинов, бросавших струи воды на ворону, сидящую на раковине. На фазаньем дворе фонтан состоял из скалы с двумя фазанам, из ртов которых струи падали в бассейн.
В те времена было модно отмечать все праздники в садах. Для этого строились всевозможные храмы, китайские беседки. Праздники имели грандиозный размах.
Путешествие по парку закончилось, но в памяти навсегда останутся незабываемые впечатления удивительного по своей красоте пейзажного парка».
Автор: Светлана Витовцева, ландшафтный дизайнер, член Союза дизайнеров Украины
Источник: Ландшафт. дизайн
Ландшафтные услуги:
Похожие статьи
- Собаки освітлюють парк власними екскрементами
Проект Park Spark дозволяє перетворювати собачі екскременти на гру світла одним помахом руки.
- Влада поновлює претензії на пейзажну алею
пейзажна алея в Києві стала одним із перших місць перемоги громадського інтересу над приватним. Проте, як надовго - невідомо.
- «ЗЕЛЕНАЯ КРОВЛЯ» — перспектива архитектуры большого города
История зеленых кровель давняя. Упоминались они еще 1000 лет назад, во времена Скандинавии и Средней Азии.
Комментарии
Оставить комментарийДа, все знают, что Национальные парки Франции занимают почти 9% ее площади причем это только крупные охраняемые территории. И каждый парк особенный по-своему. Не знаю, сколько нужно времени, чтобы посетить и обойти все парки Франции. Даже французы на протяжении своей жизни не успевают полюбоваться богатством страны. Туристов много ходят по паркам, по достопримечательностям, но французы занимают приблизительно 65% общего количества посетителей.
ОтветитьШантийи? правильней писать - Шантильи ведь на фран. Chantilly. Да это роскошный парк. А в середине дворца, окруженой водой, проходят разные выставки. И внутри дают буклеты на русском языке. А какой пейзаж за окном! Вид окна, который сохранился ещё с тех времён, вода, чайки - такое грандиозное впечатления получаешь сразу. Даже сам президент Никсон говорил: «Почему меня семь раз возили в Версаль и ни разу сюда?»
ОтветитьВы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.