Во-Ле-Виконт
Во-Ле-Виконт Франция
«Во-ле-Виконт — хрестоматийная классика ландшафтной архитектуры... Расположен в окрестностях Мелёна, в 55 км к юго-востоку от Парижа...
...Франция, XVII век... Сын советника парижского парламента виконт Мелена, маркиз Бель-Иль, шевалье Никола Фуке красив, умен и образован. В возрасте 26 лет он приобретает поместье Во-ле-Виконт неподалеку от Фонтенбло. Обаяние, живая манера общения, ум, великодушие и щедрость привлекают к нему людей. Блестящее окружение — среди его друзей Мольер, Лафонтен.
В 35 лет Фуке покупает себе должность генерального королевского прокурора, а через три года кардинал Мазарини назначает его сюринтендантом и своим личным заместителем. Интеллект и смелость позволяют Фуке легко решать самые запутанные и безнадежные финансовые дела. История утверждает, что почти 20 лет он фактически распоряжался финансами Франции. Он знал, он мог, он делал, а еще – он знал толк в красоте и старался себя ею окружить. В молодости Фуке покупает особняк Д' Эмери, переоборудует его и несколько соседних домов. По роскоши дом не уступает дворцу Мазарини. Так начинается азарт. Следующим было поместье Сен-Манде, примыкавшее к Венсенскому парку, опять недалеко от замка кардинала. Чтобы не дразнить своего покровителя, Фуке строит его высотой в один этаж и еле удерживается от излишней роскоши. Особняк окружен садом. Садовники из Голландии привезли 220 достаточно высоких апельсиновых деревьев. Эх, знал бы тогда Николя, что через несколько лет они станут украшать Версальский сад... Но все это было лишь пробой пера. Мечты о грандиозном дворце не давали покоя. Замок должен не только соответствовать его положению, но и выразить всю его любовь к красоте и гармонии, стать совершенством, невиданным доселе. Эстета Фуке обуяла жажда сотворить произведение архитектурного искусства, и тут он ничего поделать с собой не смог. Так началось создание Во-ле-Виконта.
В затею были вовлечены лучшие мастера: архитектор Луи Лево, художник-декоратор Шарль Лебрен, устроитель парков Андре Ленотр. Великолепная тройка художников, в душе одержимых творчеством и красотой.
Болотистая, пересеченная местность Во не очень подходила, но ведь главное — гореть желанием... Снесен старый замок, деревня и два хутора, речка Анкей заключена в трубы, вырыты огромные каналы, устроен резервуар для более 2000 кубических метров воды – это лишь подготовительные работы. Территория более ста гектаров и тысячи рабочих. Работы велись неритмично, многое зависело от состояния духа Фуке. А как же иначе? Тонкая артистичная натура, личность всесторонне образованная, одаренная. Но еще и авантюрная. Финансы играли, хотелось много: и меценатом быть, и чудо архитектурное сотворить.
...Позже его заклеймят на века и соотечественники, и историки. Посчитают казнокрадом. Позорный ярлык будет повешен умышленно на эту жертву интриг и разыгравшихся чужих аппетитов. И только не так давно поменяется мнение — оказалось средства вкладывались из приданного супруги и по мере зарабатывания. И все же, почему в голову современников не приходило, что, имея такой доступ к казне, можно было все сделать быстрее и проще?.. Ответ прост: так было надо, опорочить и отобрать все. А еще занять его завидную должность. Но это случилось потом, а пока идет строительство прекрасного замка.
Он возносится на искусственной насыпи на островке. Подножие выложено каменными глыбами, приподнято над уровнем местности и окружено, как встарь, рвами с водой. Здание гармонично и прекрасно.
Но главное достояние Во-ле-Виконта – сад, брошенный замку под ноги изумительным ковром партеров. Сад, ставший пробой пера Ленотра в новом стиле. Сад, предвосхитивший неповторимый Версаль.
Две главные оси симетрии пронзают дворец в Большом салоне. Продольная ось выходит на центральную аллею почетного двора к въездным воротам, а с тыльной стороны уводит в парк. Территория будущего парка имела большие перепады высот, впадину вокруг русла реки, холмы. Ленотр блестяще справился с этой задачей. Паралельно фасаду и поперек главной оси он выстраивает террасы. Это не просто поперечные оси, создающие каскадность территории, простирающейся на 2,5 км, это инструмент в руках мастера. Частота их расположения играет главную роль в создании иллюзии, дает ощущение бесконечного пространства, что станет позже основной ценностью Версаля.
Сразу от ступеней террасы начинается широкая центральная аллея, длинною в 1200 м. Ее сопровождают по обе стороны вытянутые прямоугольники кружевных партеров. Такой партер называли «бродери» (в переводе – вышивка, кружево). Сложный вытиеватый узор выполнен из самшитового бордюра. Низко стриженый, на фоне отсыпки из красного толченного кирпича, он напоминает полы расшитого нарядного камзола. Терраса очень широкая, и за бродери раскинулись партер Короны и Дианы. Такое огромное пространство предназначалось для проведения больших празднеств, представлений театра и балета, служило своего рода красивой декорацией. Все это великолепие инкрустировано огромными вазами, множеством топиарных форм. А с флангов эту роскошь окружают боскеты и массивы вековых деревьев. Нависают над ней, направляют взгляд вдаль, образуя некое обособленное сказочное королевство.
Путь по аллее дальше украшает круглый бассейн с фонтаном. За ним территория понижается. Здесь в обе стороны раскинулись два продолговатых водоема, они и закрепляют вторую поперечную ось композиции. В планировке Ленотр нанизывает на главную ось кружевные партеры, зеленые (газоны), затем водные, закрепив их поперечными осями каналов. В средние века каналы находились за стенами замков, имели оборонительный характер. Моду на них, как элемент дизайна, ввел Андруэ де Серсо. Эту идею поддержал и Ленотр, расположив их на нижних отметках рельефа и превратив каналы в своего рода водные партеры.
...Перспектива словно обрывается, ее продолжение взгляд находит вдали на просеке, на зеленом холме. Это лишь иллюзия, искусная уловка мастера сюрпризов. Подходишь ближе и неожиданно территория резко понижается. Внизу крутого спуска на месте глубокой лощины, где протекал ручей, устроен канал. 900 метров. Поперек. И нет пути иного, только прогуляться и обогнуть его. Дорога вдоль берега уводит любоваться окружающим лесом. Тишина, покой, умиротворение. Вы почти забыли о дворцовой роскоши… Но путь уже привел вас к каскаду на противоположной стороне. Оборвав перспективу перед нами вырастает глыба стены с гротом Речных богов. Барильефы и скульптура выполнены по рисункам Н. Пуссена. Величественная красота тел отражается в водном зеркале... Любуешся и озираешся, но отсюда видны лишь фрагменты пройденного пути.
Грот обнимает лестница, увлекая наверх, ввысь на зеленый высокий холм. Там вдали на просеке стоит статуя Геркулеса. Крутой подъем, шелк травы под ногами. Наконец-то выходишь на вершину, переводишь дух, оглядываешься назад и ... замираешь. Панорама у ног ошеломляет! Как на ладони весь ансамбль сада, который венчает замок. Только отсюда видишь все нанизанные на ось элементы и геометрию овала, правящую здесь бал. Логика построения, виртуозный рассчет, идеальное вписывание идеи в ландшафт — и над всем этим гармония и красота.
...Летом 1761 года Фуке устраивает праздник в Во. Приглашены двор и король. Людовик XIV не приехал, но торжество состоялось. Фейерверк огней и музыка в саду, театральное представление и великолепный стол. Придворные поражены. Обо всем доложено королю. Такие слухи о чужой роскоши его оскорбляют. Кольбер, пользуясь моментом, усиливает интриги. Тучи над Фуке сгущаются. Понимая допущенную ошибку и все еще не веря, что король смог опуститься до банальной зависти, он попытается вернуть расположение Людовика. Поставив на карту все, он устраивает повторный прием в его честь.
17 августа. «Все чудеса исправленной рукой человека природы, все удовольствия и всю роскошь, сочетаемые с таким расчетом, чтобы воздействовали одновременно и на ум, и на чувство, — все это Фуке преподнес своему королю в этом волшебном приюте, равным которому не мог похвастаться ни один из тогдашних монархов Европы», — писал А. Дюма в романе «Десять лет спустя». Шесть тысяч гостей, сто двадцать столов, тридцать буфетов, сто пятьдесят дюжин тарелок, блюда легендарного Вателя. Истрачено 120 тыс. ливров. Специально для этого случая Мольер пишет пьесу «Докучные», и ее разыгрывают. Между действиями — балет, который так любит король. Парк освещен тысячами огней, по каналам скользят гондолы, музыка, фейерверки. Подобного не видели и при дворе. Кульминацией стало внезапное освещение факелами, феерверком замка, фонтанов. Казалось, здание охватило пламя, а купол его превратился в сияющий свод.
Король сражен, его охватывает зависть. Такое унижение: подданый живет лучше него, Короля-Солнца. Приглашение переночевать он отклоняет и удаляется в Фонтенбло.
Вскоре Фуке арестуют и обвинят в расхищении казны. Конечно, Кольбер займет пост министра финансов, а Фуке пожизненно заточен в крепости Пиньероль в Альпах.
О блистательном Никола Фуке забыто, и лишь однажды, много лет спустя, когда королю преподнесли персики, он сказал, что едал лучше – у Фуке...
Трое великих мастеров, создавших Во-ле-Виконт, были приглашены королем создать новый ансамбль для него, но еще лучше и больших размеров. Так начал создаваться Версаль. Все ценное из замка Во было вывезено в Лувр и Версаль. Сам замок переходил из рук в руки, приходил в упадок. Один из владельцев решил его сломать, а территорию поделить на части и продать под сады. Счастливая случайность спасла сад: богатый сахарозаводчик Альфред Сомье выкупил его в 1875 году. Истратив все состояние на возрождение шедевра, он почти успел завершить работы до конца жизни.
В 1965 году Во-ле-Виконт получает статус государственного заповедника. Был расчищен и обновлен сад, отреставрированы и наполнены залы дворца. С каким трепетом Сомье относился к этому, может свидетельствовать тот факт, что он не хотел проводить электричество в замке, боясь пожара от замыкания. И только длительные заверения, что от свечей такая беда более вероятна, убедили его сделать это.
Сегодня залы встречают былой обстановкой и не только. Восковые фигуры Никола Фуке, его супруги, Людовика XIV, Д'Артаньяна и других персонажей того времени расположены в залах и воссоздают картины событий разыгравшихся здесь. При помощи спецэфектов создана иллюзия оживших героев. Звучат голоса, шевелятся губы, вздернута бровь, развеваются локоны, кружатся пары на балу… Подвалы замка. Узкие и низкие своды над головой, длинные аллеи свечей под ногами. В фокусе этого тунеля стоит бюст Никола Фуке. Легкий поворот головы, мечтательный и нежный взгляд. Ум и доброта, утонченность и образованность, и веселый нрав. Таким он останется навсегда. В истории, в памяти, в своем творении – Во-ле-Виконте».
Автор: Мирослава Кизилова, ландшафтный архитектор
Источник: Ландшафт. дизайн
Ландшафтные услуги:
Похожие статьи
- Собаки освітлюють парк власними екскрементами
Проект Park Spark дозволяє перетворювати собачі екскременти на гру світла одним помахом руки.
- Влада поновлює претензії на пейзажну алею
пейзажна алея в Києві стала одним із перших місць перемоги громадського інтересу над приватним. Проте, як надовго - невідомо.
- «ЗЕЛЕНАЯ КРОВЛЯ» — перспектива архитектуры большого города
История зеленых кровель давняя. Упоминались они еще 1000 лет назад, во времена Скандинавии и Средней Азии.
Комментарии
Оставить комментарийА вы смотрели кино "Человек в железной маски"? Это кино снималось в этом замке. Когда снимали кино, говорили что такое ощущение, будто там есть призраки. Вполне вероятно. Ведь в 1840 году герцог Шуазель-Прален убил в замке свою жену. Шуазель был хозяином этого поместье до г-на Сомье.
ОтветитьВы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.