Главное и детали сада. Часть 1
Немного философии
Когда форма довлеет над содержанием, это есть философская категория комичного.
Когда содержание довлеет над формой, это есть философская категория трагичного.
Для того чтобы создать сад не комичный, не трагичный, а гармоничный для владельца, созвучный его внутреннему миру, нужно начинать с характеристики пространственной среды, которая отражает запросы конкретного владельца конкретного сада.
По обилию внешних атрибутов, не отражающих суть явления, по бессодержательному их изобилию, по довлению этих пустых внешних деталей можно говорить о превалировании формы над содержанием. Это и есть категория комичного в ландшафтной архитектуре, категория безвкусного и эстетики со знаком минус.
Любая мелочь, любая деталь в пространстве сада должна исходить из сути этого пространства, его «идейной» конструкции.
Гениальная архитектурная триада Витрувия «Польза, прочность, красота» применительно к рукотворным ландшафтам тоже является критерием профессионализма.
«Польза» — это правильность организации пространства в аспекте функционального зонирования. Собственно, только функция в ландшафте происходит из архитектуры — это рациональное расположение тех или иных планировочных зон, планировочных и объемных элементов. Для решения этой задачи, конечно же, наиболее успешно может работать только архитектор — с его пространственным мировосприятием и серьезнейшим образованием. И не просто архитектор, а в первую очередь градостроитель, а не биолог, дендролог, инженер-озеленитель или, чего доброго, выпускник каких-либо курсов или курсиков с так называемым «дипломом международного образца». Им это не под силу!
«Прочность» в организации ландшафта — это грамотность инженерных решений и технического исполнения всех работ по комплексному благоустройству территории, грамотное выполнение посадочных работ от ассортимента насаждений, состава почв, гидрорежима до условий инсоляции и аэрации. Успешно справятся с этой задачей инженер-строитель и дендролог.
Если с «Пользой» и «Прочностью» все относительно просто и однозначно, то с красотой возможны разночтения. Безусловно, существуют законы композиции и гармонии, которые едины для пространственно-временных искусств, каковыми, наряду с музыкой, являются и архитектура, и градостроительство, и ландшафтная архитектура. Знание этих законов и умение применить их на практике позволит создать ландшафтную среду эстетически осмысленной. Такая задача под силу архитектору и художнику с их природным чутьем гармонии и направленным образованием.
Именно в неразрывной связи этих трех составляющих триады Витрувия кроется идея пространственной композиции ландшафта, где главным является определение его основы по функциональному зонированию, композиционным принципам с учетом всех технических возможностей.
В каждую историческую эпоху был свой сад, олицетворявший парадиз, рай. И в каждую эпоху человек создавал этот сад как идею воплощения гармонии окружающей среды. В этом особенность и совершенная уникальность рукотворного ландшафта. Это есть создание среды обитания человека, но не ограниченной четырьмя стенами, а среды обитания во взаимодействии природы и человека.
Кто сказал, что нельзя смешивать стили? Можно! И сегодня это свежо. Только говорить о чистоте стиля уже не приходится. Скорее всего, это уже не так важно.
Сама постановка вопроса о стилевых характеристиках ландшафта для проектирования, пожалуй, в чистом виде и не нужна. Но она может быть интересна с другой позиции. Все люди разные — и внешне, и по характеру, и по уровню развития. Хотим мы этого или нет, у каждого из нас есть эстетические предпочтения на уровне подсознания, которые как-то согласуются и с эстетическими идеалами той или иной исторической эпохи.
Возможно, корни этого явления скрыты где-то в глубинах нашего прошлого, в интуиции, мировоззрении, культуре, характере. Но так или иначе эти ассоциативные предпочтения работают и, конечно же, согласуются с внутренним миром человека, его уровнем культуры, перекликаясь с парадигмой определенной исторической эпохи, ее характером, стилем. Эти интуитивные предпочтения могут проявляться и в облике человека, его менталитете, его поведении, эстетических идеалах. Понимание этого явления может стать серьезной подсказкой при создании ландшафта со всеми его характеристиками как ответ на запрос того, для кого проектируется данный ландшафт.
Пространство начинается с внутреннего мировоззрения как основы. Как раз именно эта основа была различна в разные исторические эпохи. Так мы приходим к стилю — общекультурному понятию, включающему всю парадигму знаний эпохи, поясняющую ее эстетические ценности и тенденции их развития.
В ландшафтной архитектуре пространство решается с позиции эстетических идеалов стиля как его основы. И только потом может быть наполнено характерными деталями. Деталь не определяет стиль. Стиль определяет общий характер замысла пространства, соответствующий критериям эстетики стилевой эпохи. Это важно понимать как для объемного проектирования, так и в ландшафтной архитектуре. Попытка создания целостности из деталей и внешних атрибутов без учета внутреннего содержания, без главной основы построения — будь то пространства, будь то объема, всегда обречена на провал.
Это именно то, что всегда служит причиной комичного и антиэстетичного и в объемной архитектуре, и в ландшафте.
Это можно проиллюстрировать следующими примерами. Если здания выполнить без учета классического построения объемно-планировочной структуры, но при этом сплошь увешать классическими элементами декора, — это и грустно и смешно, подобно зрелищу, когда борец сумо вырядится в балетную пачку и пуанты. То же самое и в ландшафтной архитектуре. Бездумное применение внешних стилистических элементов и деталей без связи с основой стилевого построения пространства приводит именно к тому случаю, когда форма довлеет над содержанием. Это то, что неэстетично, комично, как тот борец сумо в балетном платье.
Исторический аспект
В ту или иную эпоху великие исторические стили несли разные характерные черты, и это та основа, канва, на которой зижделось все мировоззречеловека, его восприятие.
Если мы возьмем античную эпоху, то самыми характерными особенностями ее на уровне идеи являются простота, ясность, гармония. Это абсолютная простота, детская открытость, возведенная в ранг самой высокой эстетики. Достаточно почитать античных авторов. Ведь там древние греки — это малолетние, но мудрые дети, открытые, ясные, чистые. И человеку с такими чертами — я не сомневаюсь — будет близок именно такой ландшафт. Ему понравится античный сад. Он ничего об этом может не знать, но будет тяготеть к этой эстетике. И мастер, создающий эту среду, поймет этого человека, ощутив его, почувствовав. Именно с этой позиции вопросы стилевых характеристик могут быть полезны для проектировщика ландшафта.
Какими же были античные сады? Это сады абсолютной простоты, гармонии, планировочно практически нетронутые. Это открытые, цветущие, залитые солнцем, предельно естественные рощи для сказочных мистерий, «населенные» античными божествами. Мы очень мало знаем об этих садах. Мы можем судить о них лишь по описаниям, в том числе и современников, в поэзии и прозе той поры. Античные сады не сохранились, за исключением нескольких объектов, среди которых наиболее полным является Вилла Адриана. В этих нескольких объектах сохранился рельеф. Кстати, ландшафтный объект считается сохраненным, если сохранился его рельеф. Может уже не существовать ни водоемов, ни строений, ни деревьев, но если сохранен рельеф, значит, сохранился сад.
Античный сад у древних греков был небольшой по площади. Он был спланирован очень мягко. Чаще всего регулярный, его простой и чистый план в ортогональной сетке, был гармоничен с природой. Он существовал в окружающей среде, не нарушая ее жесткими линиями построения. Это же характерно и для римских античных садов, но их пространство было крупнее и сложнее.
Все малые формы и детали в этих садах гармоничны, сомасштабны пространству, размещены не доминируя, а как бы дополняя его. Это скульптуры, вазы, кратеры, изысканно декорированные, воплощали в себе эстетический идеал эпохи, чистоты и простоты.
Идея романского стиля, если можно так сказать, это абсолютное подчинение высшей силе. Такой была и архитектура — очень простая, ясная, логичная, тяжеловесная и одновременно яркая.
Автор: Елена Гнездилова, архитектор, ландшафтный архитектор, доцент кафедры градостроительства архитектурного факультета КНУСА
Источник: Ландшафт. дизайн
Ландшафтные услуги:
Похожие статьи
- «ЗЕЛЕНАЯ КРОВЛЯ» — перспектива архитектуры большого города
История зеленых кровель давняя. Упоминались они еще 1000 лет назад, во времена Скандинавии и Средней Азии.
- Участки с характером. По горам, по холмам
Горный ландшафт с холмами дает очень интересный результат обустройства участка.
Комментарии
Оставить комментарийВы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.