Мининфраструктуры намерено взимать плату за проезд по дорогам Украины большегрузного транспорта!

25.04.2013
Мининфраструктуры намерено взимать плату за проезд по дорогам Украины большегрузного транспорта!

Министерство инфраструктуры Украины намерено взимать плату за проезд по дорогам страны большегрузного транспорта. Собранные с перевозчиков средства хотят направить на ремонт дорожной сети, компенсируя таким образом ущерб от передвижения фур. В транспортных компаниях возмущаются — государство и так заложило в стоимость топлива сбор, который должен идти на восстановление магистралей. Учитывая уровень коррупции в сфере дорожного строительства, введение еще одного налога вряд ли улучшит состояние украинских трасс.

Грузовикам выставят счет
Сеть дорог общего пользования в Украине составляет 169 тыс. км. Многие из них строились еще при Советском Союзе и, соответственно, проектировались по устаревшим нормативам. Нагрузка на ось в те времена закладывалась на уровне 6 т, а сегодня она уже достигает 11,5 т. В Министерстве инфраструктуры и "Укравтодоре" утверждают, что проезд тяжеловесных грузовиков по автодорогам — одна из основных причин их интенсивного разрушения.

"Необходимо ввести плату за передвижение по дорогам большегрузного транспорта, которая будет направляться на восстановление покрытия", — заявил на заседании коллегии Министерства инфраструктуры глава этого ведомства Владимир Козак.

Точную дату введения нового дорожного налога чиновники не называют. Прежде необходимо внести изменения в законодательство, определяющее размер платежа, порядок его взыскания, а также штрафные санкции за уклонение от оплаты. Кроме того, будет составлен перечень платных для грузовиков дорог.

"Деньги будут взиматься с автомобилей массой свыше 12 т при их передвижении по новым или отремонтированным дорогам и лишь при наличии альтернативных маршрутов", — объяснил г-н Козак. Чтобы следить за передвижением грузовиков, перевозчиков обяжут за свой счет установить на транспортные средства GPS-навигаторы.

Это поможет контролирующим органам отслеживать перемещения фур. Со своей стороны чиновники намерены установить на автомобильных дорогах автоматические весы для взвешивания большегрузного транспорта. Кабмин поручил Министерству инфраструктуры сделать это к 2015 г.

В Мининфраструктуры обещают, что расходы автотранспортных предприятий вырастут максимум на 0,5–1%. А в перспективе компании смогут даже сократить издержки за счет уменьшения числа дорожно-транспортных происшествий, вызванных неудовлетворительным состоянием дорожного полотна.

Сами же транспортники прогнозируют, что нововведение может привести к уходу с рынка мелких и средних грузоперевозчиков, сокращению объемов транзита и повышению спроса на грузовики с полной массой менее 12 т.

"Можно предположить, что один тяжелый грузовик будет заменяться двумя легкими, что скажется на интенсивности движения", — считает генеральный директор компании "ДАФ Тракс Рус" Ари Хендрикс.

В любом случае введение сбора приведет к увеличению стоимости автоперевозок, а значит, и цен на товары и услуги. Сейчас доля транспортных издержек, по данным Евроазиатского транспортного союза, составляет в Украине 15–20% стоимости любого товара, тогда как в развитых странах она не превышает 7–8%.

Исчезающие деньги
Как уверяют в Министерстве инфраструктуры, собранные за проезд большегрузного транспорта средства пойдут на реконструкцию разбитых автомагистралей. Чиновники традиционно жалуются: проблема плохого качества наших дорог — в их хроническом недофинансировании.

По оценкам "Укравтодора", чтобы отремонтировать дорожную сеть, необходимо на протяжении 10 лет ежегодно тратить порядка 35–40 млрд грн. Два года назад, после отмены дорожного сбора, в стоимость топлива был заложен так называемый дорожный акциз. С каждой заправки автомобиля водитель отдает на строительство и ремонт дорог от 80 до 140 грн. в зависимости от емкости бака и марки топлива.

По данным премьер-министра Николая Азарова, на акцизных налогах с бензина государство получило в прошлом году 8,6 млрд грн., дизельного топлива — чуть больше 3 млрд грн. В общей сложности в минувшем году поступления в специальный фонд госбюджета на дорожные работы за счет топливных акцизов, ввозных пошлин на топливо, транспортные средства и шины, а также платы за превышение габаритных параметров автомобилей составили 15,4 млрд грн.

При этом 5,7 млрд грн. (37%) пошли на погашение долговых обязательств "Укравтодора", а часть оставшихся средств была банально разворована путем завышения стоимости работ и материалов, привлечения связанных с чиновниками подрядчиков, многие из которых не имеют на балансе даже собственной техники, несоблюдения технологии, откатов, размер которых, по оценкам независимых экспертов, составляет не менее 40% от объема заказа.

Как результат, в капитальном ремонте нуждаются 90% дорог общего пользования, а водителям приходится дополнительно платить за убитые шины и диски, ремонт подвески и т. д. По данным Ассоциация международных автомобильных перевозчиков Украины, потери транспортных предприятий от плохого качества дорог составляют 6,8 млрд грн. в год.

Неудивительно, что иностранные компании-перевозчики предпочитают следовать через Беларусь и Россию, минуя территорию Украины. И введение еще одного дорожного налога вряд ли улучшит ситуацию. Ведь существующие коррупционные схемы, позволяющие чиновникам и связанным с ними подрядчикам прикарманивать большую часть средств, выделяемых на дорожную инфраструктуру, всех устраивают.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Владимир Карпук, Руководитель филиала транспортно-логистического холдинга AsstrA в Киеве

В самой инициативе брать плату с большегрузов за проезд по хорошим дорогам ничего плохого нет. Но для этого следует соблюсти ряд условий.

Во-первых, должен быть установлен стандарт, какую дорогу считать новой или качественно отремонтированной. В противном случае все сведется к банальным поборам за проезд по разбитым и залатанным неизвестно чем трассам.

Во-вторых, платная дорога должна иметь адекватную бесплатную альтернативу, особенно если со временем планируется взимать деньги и с легкового транспорта.

В-третьих, сам размер платы должен быть разумным, чтобы, заплатив за проезд по хорошей трассе, перевозчик сэкономил на техническом обслуживании и ремонте. Только в этом случае введение налога не приведет к повсеместному росту стоимости товаров и услуг из-за увеличения накладных расходов перевозчиков.

Ну и, конечно, качество дорог должно идти впереди стоимости. Чтобы не возникла ситуация, когда государство сначала будет собирать деньги, а потом, если они не пропадут, улучшать состояние трасс.

В Европе фурам не рады
Одно из центральных положений "Белой книги", которую Еврокомиссия утвердила в 2011 г., заключается в намерении ЕС к середине столетия сократить объем выбрасываемого транспортными средствами углекислого газа на 60%. В частности, к 2050 г. более половины грузовых перевозок на расстояния свыше 300 км должны будут осуществляться железнодорожным и водным транспортом.

Поэтому во многих странах Европы ужесточаются условия передвижения большегрузного транспорта по автодорогам, в частности, вводится плата за проезд.

К примеру, в Польше с 1 июля 2011 г. внедрена система дорожных сборов Toll Collection в отношении транспортных средств с массой более 3,5 т. Их водители или владельцы обязаны зарегистрироваться в системе viaToll (в центрах обслуживания клиентов или на сайте www.viatoll.pl) и открыть индивидуальный счет для оплаты проезда по платным магистралям.

После этого необходимо внести залог за бортовые устройства viaBOX, которые включены в систему viaToll. Вдоль платных польских дорог установлено более 430 радиомачт, которые поддерживают связь с бортовым электронным оборудованием и посылают информацию о транспортном средстве в систему.

Плата за проезд по конкретному участку дороги взимается автоматически (от 0,05 до 0,13 евро за 1 км в зависимости от типа транспортного средства и класса автодорог), устройство лишь оповещает об этом водителя.

Когда оставшийся на персональном счете транспортного средства кредит равен нулю, viaBOX при прохождении под считывающим передатчиком подает четырехкратный звуковой сигнал, сообщая о возникшей проблеме. Затем автоматически отправляется предупреждающее сообщение по каналам связи, оговоренным при открытии счета, например, на мобильный или стационарный телефон, электронную почту и т. д.

В случае проезда транспортного средства с нулевым балансом счета ситуация рассматривается как уклонение от уплаты дорожных сборов, что предполагает штрафные санкции.

В Австрии система взимания дорожных сборов касается всех автотранспортных средств массой более 3,5 т, следующих по автомагистралям (в общей сложности около 2 тыс. км). Пошлины взимаются с помощью небольшого электронного устройства Go-Box, прикрепленного клейкой лентой к внутренней поверхности ветрового стекла автомобиля.

Это устройство стоит 5 евро, его можно приобрести у агентов по всей территории Австрии, в приграничной зоне или заказать на сайтe www.go-maut.at. Водители или владельцы транспортных средств могут оплатить дорожный сбор либо авансом, либо после предоставления счета.

Базовые ставки дорожных сборов составляют от 0,2 до 0,4 евро за 1 км (в зависимости от типа транспортного средства). Кроме того, существуют специальные ставки за проезд по отдельным участкам дорог. К примеру, путешествие по 34-километровому отрезку дороги A13 Brenner обойдется от 21,5 до 55,1 евро.

В Швейцарии грузовики массой свыше 12 т уплачивают 0,23 евро за километр дорог, а транспортные средства весом более 44 т — 1,14 евро.

В Германии плату за проезд с фур взимают с 2005 г., она составляет от 0,14 до 0,29 евро за 1 км.

В Бельгии, Дании и Швеции стоимость проезда грузовиков по всем трассам составляет 8 евро в сутки. Для этого достаточно купить соответствующий талон.

Источник: www.depo.ua

 




Вы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.

Похожие новости

 

Архитектура

Дизайн интерьеров

Стройматериалы

 

Парки мира

  • "Тростянец"

    Стоит посмотреть потому что:
    - входит в десятку самых больших садово-парковых ландшафтных ансамблей Европы (площадь 204,7 га)
    - создан в английском пейзажном стиле, но в целом композиция напоминает лесной массив с долинами и Швейцарскими Альпами в центре

  • Испания. Усадьба Valdemossa

    Пожалуй, нет человека, побывавшего на Мальорке и не посетившего усадьбу Вальдемосса. Ведь это самое известное место на Мальорке, прославившееся своими знаменитыми жителями и гостями — Жорж Санд, Фредерик Шопен, Рубен Дарио.

  • Сокиренцы

    Стоит посмотреть, потому что:
    - здесь жил самый известный украинский кобзарь Остап Вересай (1803-1890)
    - в Сокиренцах гостили поэт и художник Т. Г. Шевченко, художник Л. М. Жемчужников и композитор М. В. Лысенко
    - в парке растут: уникальный платан, которому более 200 лет, и Шевченковский явор

  • Бельгия. Шато-де-Колома. Замок + музей + розарий

    Заслуживает внимания, потому что:
    - это музей роз, вокруг которого расположен музей-розарий под открытым небом;
    - ежегодно здесь проходит выставка «Мода и Роза»;
    - через все этажи замка, в котором расположен музей, «прорастает» огромная роза.

  • Заповедники Канева

    Стоит посмотреть, потому что:
    - на Тарасовой горе в Каневе находятся могила и музей Тараса Шевченко
    - Каневские горы — достопримечательность государственного значения
    - экосистемы пойменных островов Каневского заповедника относятся к эталонным

  • Воронцовский парк

    Воронцовский парк - излюбленное место кинематографистов. Только за последние несколько лет снято более 20 фильмов, не говоря уже о советском периоде и «Собаке на сене» Расположен на ЮБК в Алупке, расстояние от ялты – 25 км; от Киева – 1082 км.