Воронцовский парк
Воронцовский парк
До середины XIX века здесь были лишь россыпи диабазовых скал и малоувлажненная земля. А за четверть века вырос огромный парк с более чем 250 видами деревьев и 2000 сортами роз! Сегодня по уровню сохранности и ухоженности этот парк занимает первое место среди садово-парковых памятников южного берега Крыма.
Бывшая резиденция генерал-губернатора Новороссии графа Михаила Воронцова притягивает тысячи туристов вне зависимости от времени года и всегда востребован кинематографистами. Для кино – это потрясающие естественные декорации с готическим акцентом.
«Посмотреть 40 гектар этого сада без помощи квалифицированных гидов посетителям парка сложно. По стилистическим признакам парк делится на регулярную часть (ближайшая к дворцу территория и его южные террасы) и обширную пейзажную часть, дополняющую природу по принципу амфитеатра, в основании которого «Чайный домик» на берегу моря. А прибрежная дорога делит парк на Верхний и Нижний.
Планировочные и посадочные работы начались здесь в 1824 г. еще до возведения жилых построек», – рассказывает ведущий научный сотрудник дворца-музея, крупнейший исследователь крымских усадеб Анна Галиченко. «На первом этапе создания парка цветы и цветущие кустарники несли на себе основную эстетическую нагрузку. Но и в дальнейшем они играли немалую роль. Красочный живописный наряд был свойственен Алупке всегда – этому способствовал и климат, и требование привыкших к роскоши хозяев, и пресыщенная мода той эпохи.» Кстати, по словам Анны Абрамовны, магнолии, так же, как и кипарисы, вполне могут ассоциироваться с образом Алупки, так как появились в ней раньше, чем в остальных местах Южного берега Крыма. Обычно в Россию эти экзотические растения завозили исключительно для оранжерей и держали там в виде кустарников. Сейчас уже никто не назовет имя того, кому первому пришла в голову мысль высадить их в грунт, но только уже в 30-е годы XIX века ни одно сообщение из Алупки, ни одно донесение управляющего не обходилось без описания самочувствия саженцев: «Все магнолии, посаженные Вашим Сиятельством, исключительно принялись, они подросли на дюйм». Этим подтверждается, что сажал их сам Михаил Семенович Воронцов. И он этим очень гордился. Вместе с магнолиями в Алупке появились из Англии рододендроны, азалии и камелии, которыми тогда увлекалась вся Европа. За этими редкими кустарниками посылались специальные экспедиции в самые глухие уголки Америки, Африки и Азии. Так же, как магнолии, их сажал сам Воронцов, и при этом вел регулярные наблюдения, которые заносились в дневник.
Они периодически замерзали в холодное время года, но их упорно, год за годом, сажали, вплоть до революции 1917 года.
С 1824 года в течение четверти века парк находился под присмотром немецкого садовника Карла Кебаха. Много сделали для его создания и ученые Никитского ботанического сада, особенно его второй директор Николай Гартвис. Именно при участии Гартвиса Алупка была вовлечена в международный обмен растениями.
Особенности ландшафта
Сложно представить, что когда-то вместо этого райского уголка были лишь россыпи диабазовых скал и малоувлажненная земля с пересеченным рельефом. Создание уникальной системы озер, водопадов, каскадов, полян и дорог стоило колоссальных трудов и средств. Тысячи тонн камней убирали, а взамен для полян и куртин привозили в мешках и корзинах плодородную почву с Ай-Петринской яйлы.
Дворец с его горизонтальной протяженностью корпусов и парк, поднимающийся от берега моря по вертикали рельефа, последовательно раскрывают страницы истории: первый – средневекового зодчества, второй – европейского паркостроения. По словам Анны Абрамовны, в парке будто бы заложена память об истории ландшафтного искусства в его лучших проявлениях. Движение прослеживается по вертикали алупкинского амфитеатра и начинается прямо у моря. Недалеко от нынешней пристани на полукруглой площадке приютилась дорическая колоннада Чайного домика в окружении платанов, лавров, дубов, столь любимых в Древней Греции. За этой куртиной следует пять возвышающихся друг над другом регулярных террас, укрепленных мощными подпорными стенами. Чем выше, тем более развито «готическое» украшение, дающее понятие о той или иной эпохе. На первой ступени маленькие пристенные фонтанчики, популярные еще в раннем средневековье. Выше – следующая терраса, закрепленная фонтаном «Раковина». А непосредственно перед дворцом раскинулась знаменитая Львиная терраса. На парапетах подпорной стены установлены вазы каррарского мрамора. Некоторые из них имеют барельефные гирлянды с головками Диониса. Среди стриженой растительности берет начало широкая, чуть трапециевидная лестница из диабаза с мраморными белыми фигурами спящего, пробуждающегося, поднимающихся на лапы и сторожащих львов. Все они - из мастерской болонского мастера Винченцо Боннани, о чем свидетельствует выбитая на пьедестале «Спящего льва» авторская подпись.
Малый хаос
Симметрия цветников и парных флорентийских каскадных фонтанов, белизна ваз, скамеек служат украшением дворца и парка в разные сезоны. При входе в Верхний парк со стороны восточного фасада стоит весьма скромный диабазовый пилон. Над отверстием для воды дата – «1839». Она свидетельствует об окончании планировки этого района и завершении строительства протянувшегося чуть ли не через весь парк многоступенчатого каскада, названного в честь романтической оперы немецкого композитора Карла Марии Вебера «Вольный стрелок». Верхний пейзажный парк уникален в художественном смысле. Вместо архитектурных и скульптурных украшений там естественные природные формы: павильон заменяет навес скалы или тень раскидистого дерева, а фонтаны – это водопады и ручьи, как скульптура – выразительный ствол реликтового крымского дерева – земляничника мелкоплодного. Ближе всего от дворца тенистый Малый хаос – сад медитаций, череда зеленых интерьеров, мест уединения среди невысоких скал и гротов, черемуховых, кизиловых, самшитовых и лавровых ширм. По тонкому замечанию нашего гида, деревья не солируют, а как бы слиты в одну общую массу. Даже в нестерпимо жаркий день там плотная масса зелени дает тень, а с ней и легкий воздух. Ненавязчиво следуют за рельефом дорожки, ступеньки, подпорные стенки. Именно Малый хаос особенно привлекает приезжающих в Алупку поэтов и художников. Пройдя тропинками Малого хаоса, погружаясь то в сумрак, то в свет, вдруг оказываешься на открытом пространстве перед Платановой поляной, где мощные формы деревьев, освещенные солнцем, словно воспевают мудрость, красоту и вековечность природы. Эмоциональные потрясения «запрограммированы» и по выходу к Солнечной, Контрастной и Каштановой полянам. В этом путешествии всегда путеводной «звездой» остается Ай-Петри. Создатели парка отделяли ее от остального массива гор, специально выращенными «рамами» из кипарисов, сосен и других высоких деревьев – так, чтобы громада Ай-Петри заменила невидный в этой части парка образ дворца и восполнила то, что в других парках сооружалось специально: руины, башни, часовни.
Водоемы Воронцовского парка
Особо впечатляют во время прогулки по верхнему парку его водоемы. Лебединое озеро, окруженное камнями и скалами, возникает как по мановению волшебной палочки. И в центре этого «зеркала» неожиданный фонтан-пирамида — с всего одной бьющей вверх струей. Совсем рядом Форельное озеро с непуганой форелью - его обрамляют замшелые круглые камни и густые заросли лещины с диким виноградом. А третье озеро Зеркальное — спрятано среди скал и густых зарослей деревьев. Со всех сторон его окружают скалы, дно выложено плоскими диабазовыми камнями, а сверху шатром нависают деревья. Чистота и прозрачность воды образуют на поверхности четкое цветное отражение, сквозь которое видится второе, зеркальное отражение парка. Здесь, как и во многих уголках парка, специально оставлены просветы в деревьях - для естественного освещения, проникающим светом солнца на рассвете или закате. От Зеркального озера извилистая тернистая тропинка среди зарослей кизильника, клена и дуба пушистого ведет к подножию Большого хаоса. Это обломки застывшей вулканической магмы. При обустройстве парка из окаменелых нагромождений извлекали мелкие осколки, а вершину нарастили, посадив там итальянские сосны и земляничник. Для эффектного финала прогулки по Воронцовскому парку обязательно надо туда взобраться и в качестве бонуса будет ваш выкрик: «Вау-у! » – перед глазами открывается неописуемая словами панорама моря, гор и всего дворцово-паркового ансамбля.
Авторы: Екатерина Кузнецова, Евгений Кривенко
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн
Ландшафтные услуги:
Похожие статьи
- Собаки освітлюють парк власними екскрементами
Проект Park Spark дозволяє перетворювати собачі екскременти на гру світла одним помахом руки.
- Влада поновлює претензії на пейзажну алею
пейзажна алея в Києві стала одним із перших місць перемоги громадського інтересу над приватним. Проте, як надовго - невідомо.
- Парки на холмах в ХХ веке. Часть 2
Пока мы машем руками и кривимся при любом упоминании слова «советский», все советское, что было впитано нами в
повседневном опыте в несуществующей ныне стране, продолжает усердно работать и давать впечатляющие результаты.
Комментарии
Оставить комментарийВы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.