Правительство взялось за контроль тарифов ЖКХ

29.09.2013
Правительство взялось за контроль тарифов ЖКХ

Правительство решило взять под полный контроль формирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Небольшие города, руководители которых до сих пор имели возможность устанавливать расценки без оглядки на Киев, теперь будут вынуждены согласовывать их с Государственной инспекцией по контролю за ценами.

Оппозиционные политики уверены, что новые полномочия Госценинспекции позволят искусственно сдерживать тарифы на ЖКХ до выборов. Между тем подобного эффекта можно добиться и без привлечения админресурса, попросту утвердив принятую в европейских странах методику формирования расценок на коммунальные услуги.

Приказано заморозить
Города, поселки и другие населенные пункты Украины, в которых насчитывается менее 40 тыс. квартир и домов, подключенных к централизованному водоснабжению, водоотводу и отоплению, будут обязаны согласовывать тарифы на жилищно-коммунальные услуги с Государственной инспекцией Украины по контролю за ценами.

Такое решение принял на минувшей неделе Кабинет Министров, глава которого Николай Азаров обвинил местные власти в необоснованном завышении расценок. "Нет никаких причин увеличивать стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения. Ни в этом, ни в следующем году правительство этого не допустит", — заявил премьер-министр.

Поводом для решения Кабмина стало резкое повышение расценок в малых населенных пунктах семи регионов Украины. К примеру, в селе Русская Лозовая, на Харьковщине, стоимость холодной воды увеличилась на 70%, водоотвода — почти вдвое.

В Киевской области, в селе Мазинки, холодная вода подорожала на 60%, а в селе Тарасовка квартплата поднялась втрое. Местные власти традиционно ссылаются на экономическую необоснованность действующих тарифов, которые не покрывают даже себестоимость услуг.

Причем правительственные чиновники до недавнего времени соглашались с этим тезисом. По данным Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, расценки для населения на водоснабжение и водоотвод в среднем по Украине покрывают около 60% себестоимости услуги, а тарифы на отопление — менее 70% затрат на производство этой услуги.

Но чем ближе очередные выборы, тем чаще звучат заверения в том, что расценки повышать не будут. "Не может так быть, чтобы в отдельно взятом населенном пункте моментально росла стоимость услуг, потому что этого так хочется местным чиновникам. Правительство прекратит такое самоуправство", — вторит премьеру и. о. министра регионального развития, строительства и ЖКХ Григорий Семчук.

Нынешнее решение Кабмина — далеко не первая попытка государства взять под свой контроль тарифы на коммунальные услуги. До 2011 г. они устанавливались исключительно органами местного самоуправления, хотя обоснованность калькуляций проверяла Государственная инспекция по контролю за ценами.

После проведения административной реформы данный орган был ликвидирован, часть его полномочий перешла к Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг. Этот орган получил право устанавливать тарифы на горячую и холодную воду, водоотвод и теплоснабжение в крупных городах (более 40 тыс. абонентов).

А в прошлом году Госценинспекция была возрождена, но только с правом проведения мониторинга цен и аналитической работы. Теперь же данная структура получила контрольно-надзорные функции, а в стране не осталось населенных пунктов, имеющих право без оглядки на правительство "играть" с расценками на тепло и воду.

Местные власти, в ведении которых оставили лишь регулирование размера квартплаты и стоимости вывоза твердых бытовых отходов, неоднозначно восприняли очередную инициативу Кабмина.

Председатель Ассоциации малых городов Украины Павел Козырев считает, что контроль государственного органа необходим, поскольку нередко поселки и села не имеют квалифицированных специалистов, способных правильно рассчитать тарифы. Оппозиционные политики уверены, что новые полномочия Госценинспекции позволят искусственно их сдерживать.

"Создается впечатление, что премьер-министр не понимает простых вещей: прежде чем обвинять органы самоуправления в незаконном повышении расценок, правительство должно профинансировать расходы местных бюджетов на покрытие разницы между действующими и экономически обоснованными тарифами, которую должно компенсировать государство", — говорит народный депутат Украины Геннадий Ткачук.

В госбюджете-2013 на погашение разницы в расценках предусмотрено 5,13 млрд грн. На деле же, по данным Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, за шесть месяцев нынешнего года на эти цели выделено всего 188 млн грн., то есть 3,7% от необходимой суммы. Тем не менее правительство однозначно дало понять местным властям: до выборов тарифы трогать нельзя. А следить за тем, чтобы чиновники на местах не ослушались, будет Госценинспекция.

От затрат
Между тем уже более 20 лет украинские власти с завидным постоянством твердят: тарифы на жилищно-коммунальные услуги необходимо довести до экономически обоснованного уровня. За это время они выросли в десятки раз, а данный уровень так и остается недосягаемым и, скорее всего, никогда не будет достигнут.

Главной проблемой является формирование расценок "от затрат". То есть поставщик услуг имеет право учесть в тарифе все понесенные затраты, а также до 12% прибыли. Такой подход совершенно не стимулирует предприятия коммунальной отрасли экономить и снижать издержки. Ведь чем больше расходы, тем выше прибыль, которую компания может получить.

Именно из-за этого огромные потери тепла и воды по пути к потребителю являются нормой. В обновленной Энергетической стратегии Украины до 2030 г. констатируется: "Многие сети и источники тепла не имеют средств инструментального контроля тепловых потерь, поэтому точной информации о потерях нет. Оценочно они составляют не менее 30%, а на самом деле могут быть и большими".

Также в документе говорится, что "морально устаревшие групповые и центральные теплопункты имеют несовершенные системы регулирования отпуска тепловой энергии по температуре воздуха. Это служит причиной дополнительных потерь тепловой энергии, которые оцениваются в 10–15%". То есть в общей сложности на пути от производителя теплоносителя до потребителя теряется 40–45% тепла.

Аналогичная ситуация и с другими коммунальными услугами. К примеру, в тариф на воду закладывается до 30% потерь. Объяснение коммунальщиков традиционное: более трети сетей водоснабжения ветхие. Ежегодно в Украине необходимо менять 2,2 тыс. км водопроводных труб (2,9% от общего количества), хотя меняют лишь 0,8%, что почти вчетверо меньше необходимого.

Как следствие, за год в стране в среднем происходит 260 аварий на 100 км трубопроводов, т. е. в пять раз больше, чем в европейских государствах. Из-за дырявых труб огромное количество воды просто теряется в процессе транспортировки, а платить за нее приходится потребителям.

Поскольку компании не заинтересованы в снижении своих технологических издержек, то расценки, по их мнению, должны расти пропорционально увеличению стоимости "фиксированных" затрат: газа, минимальной зарплаты, инфляции. Кроме того, в тариф закладывается еще и инвестиционная составляющая, средства от которой должны направляться на модернизацию предприятий и сетей.

В большинстве развитых стран применяются совершенно другие принципы тарифообразования: расценки должны покрывать необходимые операционные расходы предприятия и мотивировать сокращение расходов с целью увеличения прибыли. Но кардинально менять нынешнюю систему правительство не намерено, ведь практически за каждой компанией-поставщиком коммунальных услуг стоят представители власти или близкие к ним бизнесмены.

Источник: www.depo.ua




Вы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.
 

Архитектура

Дизайн интерьеров

Стройматериалы

 

Парки мира

  • Удивительные топиары. Воспоминания о Гон-Конге

    Растения подобраны таким образом, что создается объемный рисунок, который играет не только формами, но цветом и фактурой. Причем это относится не только к древесным растениям. Преобразование затронуло также знакомые нам клумбы из однолетних растений.

  • Ландшафт на краю света. Особенности садов и парков Норвегии

    Почти на краю света, у Полярного круга, там, где живут тролли и северные олени, в северной и западной части Скандинавского полуострова и на архипелаге Шпицберген, расположено королевство Норвегия (Kongeriket Norge). Суровый и удивительно-прекрасный край. Красота которого сурова, но изысканна и утонченна.
    Природа совершенна, а сады и парки - естественны. Потому что при освоении этой территории местные жители старались максимально не нарушать ее природной гармонии.

  • Япония. Asicaga Flower Park

    «Как вдохновенен фиолетовый ливень нежных глициний запах так сладок пчел наблюдаю полет счастье нахлынет в эту мечту светлых грез парк Асикага нас подхватил и унес».
    Так описал главную достопримечательность парка цветов Асикагf, в котором мне удалось побывать, современная поэтесса Кицуне Миято.

  • Испания. Усадьба Valdemossa

    Пожалуй, нет человека, побывавшего на Мальорке и не посетившего усадьбу Вальдемосса. Ведь это самое известное место на Мальорке, прославившееся своими знаменитыми жителями и гостями — Жорж Санд, Фредерик Шопен, Рубен Дарио.

  • Карпатский дуэт: водный каскад и природное изваяние

    Стоит посмотреть, потому что:
    - на горе Поп Иван расположена обсерватория
    - здесь находится красивейший водопад Женецкий Гук

  • Парк Шантийи - пейзажное сердце регулярных садов Франции

    Идеи французского абсолютизма нашли отражение в формировании классического садово-паркового стиля XVII века – французский регулярный сад с его характерными элементами: партерами, боскетами, бордюрами, берсо, шпалерами, павильонами, эрмитажами, фонтанами, скульптурами, топиарами, кадочными деревьями.