Ландшафтная семиотика: мифологемы сада. Часть 2

11. Софиевка, Украина (Фото: Ольга Кшевжинская)Конечно, не все в садах является «носителем значений», есть и утилитарные объекты. Однако соотношение, связи, семиотическая роль утилитарных элементов в садах – далеко не случайны и также диктуются особенностями взглядов определенной эпохи.
Можно сказать, что в садовом искусстве есть значения всех характеров: есть надписи, иногда поэтические; есть скульптура, изображающая определенные мифологические и исторические персонажи 12, 13; архитектурные сооружения, созданные в честь какого-либо явления, понятия, лица (например, обелиски или храмы, посвященные тому или иному богу, памяти умершего или какой- либо добродетели) 14; есть фонтаны, со значением или без значения в 14. Вилянув, Польша (Фото: Ольга Кшевжинская)первом типе, но с непременным смыслом во втором 15, стилистическом типе; есть гроты и эрмитажи, различные по смыслу; есть даже пруды-памятники 16; есть исторические и поэтические воспоминания, связанные с садом, но не задуманные самим садоводом, а явившиеся результатом событийного обогащения сада, то есть появления в нем мест, связанных с какими-то происшедшими здесь событиями; есть отмеченные названием или каким-либо памятным знаком места (рощи, поляны) и т. д. и т. п.
15. Кромержиж, Чехия (Фото: Ольга Кшевжинская)Неоспоримо, что по характеру своей семантики «муза садоводства» (одна из трех новых, придуманных в XVIII веке в Англии Горацием Волполом) наиболее многоречива и многоязычна.
Садовая скульптура, тематика фонтанов 17, посвящения храмов и памятников, деревья, посаженные в честь того или иного лица или события, аллеи и пруды, посвященные тем или иным героям, – все это «говорило», представляло какие-то необходимые или излюбленные сюжеты. В Средние века, а частично позднее, сады бывали наполнены различными символами. Символами являлись в них цветы и кусты, деревья и даже населявшие сад птицы и домашние животные.
Вот почему ничто не могло быть произвольно передвинуто со своего места и никакая из скульптур не могла служить простым, «внесюжетным» украшением. Ж. Делиль в своей поэме «Сады» требует точного 17. Сады Барокко (Фото: Ольга Кшевжинская)соответствия скульптуры месту, где она помещена:
Пусть бронза чувствует и мрамор оживет!
Да не вступает бог в права другого бога:
Пан любит жить в лесу, не требуя чертога
Почто сей Нил, вотще венчанный осокой,
На суше с урною разбитой и пустой?
Почто встречаются Тритоны и Наяды
В безводном месте, где стоять должны дриады?
Новый стиль в садовом искусстве возникает не «рядом» со старым, как в большинстве искусств, а приходит на смену ему на том же участке земли. К старым же насаждениям во все века существовало бережное отношение: деревья 18. Сады Средневековья (Фото: Ольга Кшевжинская)ценились, и особенно самые старые; сохранялась старая планировка садов, старые строения. Поэтому смены совершались медленно. Сады не только строились, а и преобразовывались из старых. Еще одна особенность садово паркового искусства, о которой забывают вовсе. Сады и парки теснейшим образом были связаны не только с идеями и вкусами общества, но также с бытом их хозяев, с укладом жизни современников. Сады устраивались для размышлений, поэтических мечтаний, для ученых занятий, в Средние века – для молитв и благочестивых бесед 18, в Новое время – для приема гостей, их узкого или широкого круга, для празднеств, иногда для официальных приемов послов (как в Англии), иногда для любовных утех и интимных свиданий, в период Романтизма – для меланхолических прогулок и т. д. и т. п.: в каждую эпоху по-своему.
19. Сады Барокко (Фото: Ольга Кшевжинская)Сады Ренессанса возрождали античные сады, в них собирались преимущественно ученые или художники. Вместе с тем Ренессанс создавал сады для знати, они отвечали потребностям быта аристократии: здесь устраивались приемы и дружеские собеседования. Сады должны были соответствовать темам этих собеседований – преимущественно ученых, философских.
В поздний период Средних веков и в эпоху Ренессанса обязательным было музицирование в садах, танцы и игры. Хозяева и их немногочисленные гости должны были иметь возможность срывать с деревьев и кустов плоды, украшать себя сорванными цветами, 21. Нatfield house, Англия (Фото: Ольга Кшевжинская)находить в садах молитвенное или философское уединение.
В садах Барокко была усилена их семантическая сторона и элемент иронии 19.
Сады Эпохи просвещенного абсолютизма во Франции, а частично и в Англии, прославляли монарха аллегорическими изображениями, фонтанными группами и скульптурами. Сады Версаля были, например, насыщены солнечной символикой, ибо прославляли «короля-солнце» – Людовика XIV 20.
22. Еттлинген, Германия (Фото: Ольга Кшевжинская)В средневековых монастырских садиках лабиринты символизировали собой сложную и запутанную жизнь человека. Семь смертных грехов и семь добродетелей встречали его на этом пути. Лабиринты могли означать и крестный путь Христа.
В своей известной монографии «Сады и парки» В. Я. Курбатов так пишет о средневековых лабиринтах: «Одна деталь убранства садов появилась, вероятно, в эпоху средних веков и впоследствии была сильно распространена. Это лабиринты или дворцы Дедала, т. е. участки сада, прорезанные хитросплетенным рисунком дорожек с одним или несколькими выходами 21, 22.
23. Chtortue, Франция (Фото: Ольга Кшевжинская)Первоначально лабиринты изображались на стенах церквей как символы тех противоречий, к которым приходит ум человека, не озаренный Святым писанием. Наконец, тот же мотив начали применять в садах, так как на сравнительно небольшом пространстве получалось много места для прогулок. Петр I устраивал лабиринты во всех своих наиболее значительных петербургских садах, неизменно украшал их скульптурными группами на темы басен Лафонтена.
24. Версаль, Франция (Фото: Ольга Кшевжинская)Итак, для каждого стиля в садах были характерны свои растения, свои способы их посадки, расположения, сочетаний. Свою особую семантику имели в каждом стиле фонтаны, каскады 23, ручейки, пруды, оранжереи 24, расположенные в садах лаборатории, вольеры, фермы, аптекарские огороды 25 и лабиринты. Садовые постройки даже совершенно определенного назначения в каждом стиле получали свою особую семантическую окраску.
В семантической системе различных садовых 25. Аптекарский огород, Россия (Фото: Ольга Кшевжинская)стилей эрмитажи, например, имели самое разнообразное значение, подчас очень отдалявшееся от своего основного назначения: служить местом обитания отшельников (эрмита). Эрмитажи служили некими символами сада в целом и отличались разнотипностью, каждый из типов имел свое символическое значение, которое передавалось всему саду: эрмитаж был эмблемой и «девизом» сада, рядом с которым он находился 26.
26. Сады Барокко (Фото: Ольга Кшевжинская)Полноценное решение современных задач формирования пространства возможно при условии учета его семантики и содержательной значимости. C целью возвращения образной содержательности архитектуры необходимо восстановление сложившихся принципов ее формирования, основанных на проектировании сооружений и ландшафтных объектов в соответствии с семантикой пространств, типологией и характером их восприятия, т. е. их образной структурой.

20. Версаль, Франция (Фото: Ольга Кшевжинская)16. Кромержиж, Чехия (Фото: Ольга Кшевжинская)Автор: Ольга Кшевжинская, старший преподаватель кафедры ландшафтной архитектуры Института дизайна и ландшафтного искусства Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств, дизайнер ландшафта
Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн


Ландшафтные услуги:

 

Вы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.

Похожие статьи

 

Лидеры продаж

Проект 25649
Общая площадь:161.40м2
Размеры:10.40 x 12.40
Проект 90008
Общая площадь:299.60м2
Размеры:15.20 x 19.20
Проект 25459
Общая площадь:173.30м2
Размеры:12.80 x 12.00