Галерея искусств Онтарио
Автор: | Фрэнк Гэри, Крейг Вэб, Брайан Аамот |
Компания: | GEHRY INTERNATIONAL ARCHITECTS |
Площадь участка: | 167 000 кв. м |
Местоположение: | Торонто, Канада |
Торонто сложно похвастаться привлекательностью городской среды. Тем не менее, в последние годы его жители и власти всеми силами пытаются изменить эту ситуацию, сыграв на наиболее эффективном, с точки зрения результативности, поле современной архитектуры. С 2000 года в Торонто были реализованы проекты таких именитых архитекторов как Уилл Олсоп (Sharp Centre for Design at the Ontario College of Art & Design), Норман Фостер (Leslie Dan Pharmacy Building) и Дэниэл Либескинд (Royal Ontario Museum). Они были призваны оживить утомительную, серую и монотонную ткань этого мегаполиса.
Последним ярким архитектурным событием Торонто стало открытие Галереи искусств Онтарио (Art Gallery of Ontario, AGO), реконструированной по проекту Фрэнка Гэри. История этого художественного музея началась ещё в 1910 году, когда Гариэтт Болтон Смит подарила свой особняк The Grange и семь акров прилегающей территории художественному музею. Однако официальное открытие галереи, перестроенной по проекту бюро Darling&Pearson, состоялось лишь 1926 году. С тех пор AGO перестраивали ещё два раза: в 70-х и начале 90-х. Внесение изменений в здание было обусловлено, в первую очередь, расширением коллекции и развитием образовательных программ.
Значение открытия художественного музея для Торонто в начале прошлого века сложно переоценить. Отрезанные от Европы эмигранты, составлявшие в то время основное население Канады, естественно, испытывали ностальгию по Старому Свету и, в том числе, по его высокой художественной культуре (пусть даже на родине они не имели к ней доступа). Для маленького Фрэнка Гэри (архитектор родился в Торонто, провел здесь детство и юность) первое посещение музея стало одним из самых ярких впечатлений, которое повлияло на новый образ, созданный им для AGO уже в 2008 году.
В процессе разработки нового дизайна AGO для Гэри было принципиально важным решение нескольких проблем. Прежде всего, нужно было интегрировать измененное здание в сложившуюся городскую среду. Долгое время фасад галереи был фактически отрезан от прилегающей к нему улицы Дандас. Гэри создал вогнуто-выпуклый навес длинной в 183 м и скульптурную променаду на втором этаже. Таким образом, новая AGO смело вторгается в публичное пространство и вовлекает его в мир искусства. В основе променады лежит конструкция из стекла и огромных балок дугласии (порода хвойных, распространенная в Северной Америке – Прим. ред.), которые изнутри напоминают скелет рыбы. Такая прозрачная перегородка открывает интерьер второго этажа, обеспечивая прекрасный вид на улицу и предоставляя возможность обозрения внутреннего пространства галереи. Широко использованная в интерьере, дугласия, с одной стороны, отсылает к типичным чертам канадской архитектуры, с другой — наблюдается в проектах Гэри последних лет. В Канаде дерево широко используется в малоэтажных постройках и обязательно применяется в жилых зданиях. Поскольку древесины в стране много, на ней особо не экономят. Первые проекты с использованием деревянных конструкций Фрэнк Гэри построил еще в 1963 году (офис Kay Jewelleries и склад в Лос-Анджелесе). В них исследователи усматривают влияние японской архитектуры, Фрэнка Ллойда Райта и Рудольфа Шиндлера. Сам Гэри также отмечал влияние на свое творчество Алвара Аалто. Ну и, конечно, самым показательным его проектом с использованием дерева является собственный дом, построенный в 1978 году в Санта-Монике.
Также необходимо было создать целостный образ галереи. Этого удалось достигнуть благодаря некоторому пространственному переакцентированию отдельных помещений. Так, центральный для галереи двор Вокера получил развитие по вертикали. Таким образом, был снят излишек напряжения, приходившегося на ось «запад-восток», доминировавшую в предыдущем плане. Главный вход в галерею также был перемещен, теперь он осуществляется через двор Вокера. Это существенно упрощает движение посетителей внутри галереи, в здании становится намного легче ориентироваться.
Отдельного внимания в новом проекте заслуживают зооморфные элементы. Всего их в галерее шесть: стеклянный скелет рыбы, «плавающей» вдоль улицы Дандас; похожий на змею пандус, соединяющий два уровня регистрации; изогнутая лестница во дворе Вокера, ведущая в надстроенный над зданием блок галерей и три внешние спиральные лестницы. Все они усложняют внутреннее и внешнее пространство, руководят его динамикой, предлагая разные варианты развития.
При создании новых экспозиционных площадей Гэри уделил особенное внимание вопросам восприятия предметов искусства, вопросам движения, масштаба и освещения. В 2005 году, совместно с сотрудниками AGO он создал несколько вариантов новых помещений, экспериментируя со строительными материалами, освещением, дизайном витрин. Результатом этих поисков стали разные по эмоциональному тону выставочные залы, соответствующие как характеру представленных работ, так и своей функции в общей структуре.
К уже существующему зданию сверху добавляется надстройка, в которой расположились преимущественно галереи современного искусства. Она решена в форме огромного блока голубого цвета с титановым покрытием. Этот ход продолжает логику изменения объема здания через соотнесение материалов и форм с внешней средой. Титановый блок голубого цвета практически растворяется на фоне неба Торонто. Эту гармонию нарушает только внешняя лестница южного фасада, напоминающая по форме усоногого рака.
Новую AGO можно сравнить с ящиком Пандоры. Несмотря на прозрачный северный фасад, выходящий на улицу Дандас, Гэри не столько обнажает структуру, сколько скрывает ее. Интерьер галереи оставляет впечатление города внутри города, что соответствует изначальной трактовке мастера. Своеобразный диалог между микро- и макрокосмом проявляется в совершенно разных местах и особенно впечатляет на лестничных площадках. Складывается впечатление, что архитектор намеренно делает лестницу, поднимающуюся со двора Вокера, закрытой, - с нее ничего невозможно увидеть. Когда долго двигаешься по такому коридору, внезапно открывающийся вид на город действительно поражает воображение.
Проект реконструкции демонстрирует, на что именно должен обращать внимание архитектор, который берется за возведение постройки такого масштаба. Галерея для Торонто - не просто ещё одна возможность привлечения туристов. Это, прежде всего, здание, непосредственно влияющее на сообщество жителей города. Социальная функция в данном случае не менее важна, чем эстетическая. Судя по отзывам и очередям, новая AGO имеет все шансы стать культурным центром города, - побывав здесь, хочется вернуться еще раз.
Описание к фото:
- Фото 1. После реконструкции старое здание галереи получило новый стеклянный фасад, что позволило зданию более органично интегрироваться в окружающую городскую среду;
- Фото 2. Африканская галерея;
- Фото 3. Новая скульптурная променада на втором этаже;
- Фото 4. Двор Вокера с новой спиральной лестницей;
- Фото 5. Деревянная галерея;
- Фото 6. Холл галереи со скульптурами Генри Мура.
Автор: Юлия Скубицкая
Фото: Sean Weaver
Источник: журнал "АСС"
Комментарии
Оставить комментарийВы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.