Экспо-Украина и ее окружение

Национальный павильон Украины на Экспо-2010. Авторы проекта: Анатолий Гайдамака (дизайнерское решение оформления), Анна Гаевская (дизайн и техническое исполнение)Среди ближайших соседей Украины собственные оригинальные павильоны построили только Польша и Россия. Молдова представила свою экспозицию в европейском корпоративном павильоне, а Беларусь, как и Украина, использовала для сооружения своего национального павильона арендованные у организаторов выставки сборные конструкции. Украинская экспозиция лишь второй раз представлена на Экспо отдельным павильоном, но, как и всегда, внутренние политические и личностные конфликты стали причиной того, что очевидного позитивного сдвига в украинской архитектурной саморепрезентации так и не произошло.
Главной темой украинского павильона является путь «От древнего города к современному», в рамках которой посетителям предлагается ознакомиться с развитием украинской городской культуры со времен Триполья до настоящего времени.
«Изюминкой» концептуальной популяризации стало утверждение (к сожалению, не слишком известное среди жителей самой Украины) о том, что древняя китайская цивилизация Яншао является автохтонной в Украине. Оформление павильона Украины в трипольском стиле вызвано доказать посетителям тождественность древних культур двух «братских» народов: украинского и китайского.
Национальный павильон России Авторы проекта: Левон Айрапетов (главный архитектор), Борис Краснов (сценографическая концепция)Российский национальный павильон, двенадцатикратно превышающий украинский, тоже апеллирует к исторической древности, и его 12 белоснежных башен изображают возрожденное древнеславянское поселение, ставшее моделью идеального города, где изобретения и новации делают жизнь горожан гармоничной. Другими аллюзиями павильона должны были стать хоровод и русские березки, цветок жизни и солнце (в плане), а узоры верхних оконечностей башен были вызваны символизировать интеграцию народов России.
Но, к сожалению, культурный бэкграунд посетителей и даже некоторых обозревателей не позволил уловить большинства из них, а заложенная авторами величественность конструкции прочиталась как отстраненность и даже враждебность (за что павильон прозвали «Русской снежной крепостью» и даже «Башнями Мордора»).
Удивил всех и символ российского павильона. Им стал персонаж сказок Н. Носова Незнайка, поскольку изначальным сюжетным прототипом конструкции являлся «Солнечный город» – «город мечты, счастья; город, в котором хорошо живется детям». Однако для большинства иностранцев образ «Маленького невежды» (как перевели дословно имя Незнайки) не вызвал никаких положительных эмоций. Общую же концепцию павильона «Идеальный город в сказочной стране» многие интерпретировали так, что постройку идеального города россияне считают делом утопическим.

Автор: Марианна Давиденко
Источник: журнал "АСС" №3, 2010

Читайте далее продолжение статьи:
Колючий "подарок" Великобритании >>>



Вы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.

Похожие статьи