Новый музей Акрополя
В третьей декаде июня 2009 года состоялось одно из наиболее важных культурных событий Греции – официальное открытие Нового музея Акрополя в Афинах. Музею, спроектированному Бернардом Чуми, было суждено стать не только новым домом для четырехтысячной коллекции древнегреческих скульптур, но и политическим манифестом в старом споре за право владения мраморными рельефами фриза Парфенона, которые были вывезены из страны в начале XIX столетия и сегодня экспонируются в Британском музее. Одной из главных причин отказа возвращения рельефов британское правительство назвало отсутствие в греческой столице соответствующего пространства для их экспонирования и подобающего хранения. Это послужило толчком к созданию качественно нового музейного пространства, тем более, что старый музей Акрополя был признан недостаточно вместительным уже сразу после завершения его строительства.
Однако условия, которым должен был отвечать проект будущего музея, были весьма требовательными. Так, например, непосредственная близость Парфенона частично обуславливала его форму, диагональное расположение здания музея по отношению к расположению храма обеспечивало лишь частичный его обзор, а к необходимости преодоления традиционных для Греции жары и частых землетрясений прибавлялось обязательное условие сохранения археологических древностей, найденных в ходе раскопок и рассеянных по всей территории строительства.
Новый музей Акрополя, в создании которого, кроме Б. Чуми, принимал участие местный архитектор Майкл Фотиадис (Michael Photiadis), превышает предыдущий музей Акрополя почти в десять раз и весьма элегантно справляется с перечисленными проблемами.
Он представляет собой «простой и точный проект, вдохновленный математической и концептуальной ясностью древнегреческой архитектуры». Форма здания, по словам Б. Чуми, возникла как ответ на необходимость создания структуры, которая была бы способна выстроить диалог между выставочными пространствами музея и зданиями Акрополя.
Проблема расположения здания музея была решена поворотом верхней смотровой галереи, в результате отстоящей от остального знания под углом в 23°. Стеклянные стены галереи позволяют посетителям видеть абсолютную панораму окружающего пространства: древний храм с одной стороны и современный город – с другой. Прямоугольный цементный корпус в центре галереи служит основой для рельефов фриза Парфенона. В результате поворота галереи барельефы фриза имеют аутентичное расположение, что очень важно для их восприятия при естественном освещении.
Тем не менее, галерея Парфенона представляет собой лишь один из трех уровней музея.
Средний уровень – уровень непосредственно экспозиции, тогда как нижний уровень составляет пространство раскопок. Для сохранения археологических древностей, здание было посажено на множество тонких цементных свай, а над наиболее интересными фрагментами пол верхнего уровня остеклен, в результате чего археологические раскопки стали важной частью музейной экспозиции.
Вопрос сейсмической устойчивости здания, имеющий исключительное значение для скульптур и барельефов, был решен Б. Чуми вопреки установившейся традиции. Вместо максимального утяжеления конструкции была использована обратная стратегия – облегчение здания путем создания как можно более тонкой и гибкой структуры.
Поддержанию оптимальной для старинного мрамора температуры способствуют зазоры между двойными стеклами верхнего этажа, по которым циркулирует искусственно охлажденный воздух. Основными материалами, использованными для строительства музея, стали стекло, бетон и мрамор, воплощающие простоту изначальной идеи проекта. Поскольку главными экспонатами коллекции музея являются скульптуры Акрополя, созданные с учетом тонких изменений освещенности в течение дня, широкое использование стекла обеспечивает оптимальное количество естественного света в помещении, создавая благоприятные условия для их восприятия.
Бетон в проекте не только создает главную конструкцию здания, но действует как нейтральный фон для художественных работ, а его способность поглощать свет (тогда как мраморные скульптуры его отражают) еще более детализирует экспозицию в естественном освещении. Новый музей Акрополя, окруженный пейзажными садами, имеет отдельные галереи для постоянной коллекции, галереи для специальных выставок, 200-местный зал, магазин, бар, ресторан и сектор услуг.
И хотя для фрагментов рельефов фриза Парфенона, находящихся в Британском музее, место в Галерее Парфенона зарезервировано, по мнению архитекторов и дирекции музея, его первоочередное значение состоит в воссоздании условий для аутентичного восприятия артефактов Акрополя, способствующих возрождению интереса мировой общественности к наследию классического мира.
Источник: журнал "АСС"
Похожие статьи
- Ревитализация урбанистического пространства – think globally, act personally
10 марта в Центре визуальной культуры при Киево-Могилянской академии, в рамках проекта «Урбанистическая лаборатория», состоялась презентация «Практики урбанистического восстановления: опыт Израиля».
- Финалисты конкурса «Mies van der Rohe Award 2009»
Международный конкурс посвященный современной архитектуре «Mies van der Rohe Award 2009»
Комментарии
Оставить комментарийВы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.