Новый музей Акрополя

Музей Акрополя (Фото: Bernard Tschumi Architects)В третьей декаде июня 2009 года состоялось одно из наиболее важных культурных событий Греции – официальное открытие Нового музея Акрополя в Афинах. Музею, спроектированному Бернардом Чуми, было суждено стать не только новым домом для четырехтысячной коллекции древнегреческих скульптур, но и политическим манифестом в старом споре за право владения мраморными рельефами фриза Парфенона, которые были вывезены из страны в начале XIX столетия и сегодня экспонируются в Британском музее. Одной из главных причин отказа возвращения рельефов британское правительство назвало отсутствие в греческой столице соответствующего пространства для их экспонирования и подобающего хранения. Это послужило толчком к созданию качественно нового музейного пространства, тем более, что старый музей Акрополя был признан недостаточно вместительным уже сразу после завершения его строительства.
Вид с высоты птичьего полета (Фото: Nikos Daniilidis)Однако условия, которым должен был отвечать проект будущего музея, были весьма требовательными. Так, например, непосредственная близость Парфенона частично обуславливала его форму, диагональное расположение здания музея по отношению к расположению храма обеспечивало лишь частичный его обзор, а к необходимости преодоления традиционных для Греции жары и частых землетрясений прибавлялось обязательное условие сохранения археологических древностей, найденных в ходе раскопок и рассеянных по всей территории строительства.
Новый музей Акрополя, в создании которого, кроме Б. Чуми, принимал участие местный архитектор Майкл Фотиадис (Michael Photiadis), превышает предыдущий музей Акрополя почти в десять раз и весьма элегантно справляется с перечисленными проблемами.
Он представляет собой «простой и точный проект, вдохновленный математической и концептуальной ясностью древнегреческой архитектуры». Форма здания, по словам Б. Чуми, возникла как ответ на необходимость создания структуры, которая была бы способна выстроить диалог между выставочными пространствами музея и зданиями Акрополя.
Проблема расположения здания музея была решена поворотом верхней смотровой галереи, в результате отстоящей от остального знания под углом в 23°. Стеклянные стены галереи позволяют посетителям видеть абсолютную панораму окружающего пространства: древний храм с одной стороны и современный город – с другой. Прямоугольный цементный корпус в центре галереи служит основой для рельефов фриза Парфенона. В результате поворота галереи барельефы фриза имеют аутентичное расположение, что очень важно для их восприятия при естественном освещении.
Галерея архаики Нового музея Акрополя. Бетон, стекло и мрамор – три элемента, способствующие аутентичному восприятию древних скульптур (Фото: Peter Mauss/Esto)Тем не менее, галерея Парфенона представляет собой лишь один из трех уровней музея.
Средний уровень – уровень непосредственно экспозиции, тогда как нижний уровень составляет пространство раскопок. Для сохранения археологических древностей, здание было посажено на множество тонких цементных свай, а над наиболее интересными фрагментами пол верхнего уровня остеклен, в результате чего археологические раскопки стали важной частью музейной экспозиции.
Вопрос сейсмической устойчивости здания, имеющий исключительное значение для скульптур и барельефов, был решен Б. Чуми вопреки установившейся традиции. Вместо максимального утяжеления конструкции была использована обратная стратегия – облегчение здания путем создания как можно более тонкой и гибкой структуры.
Вид на археологические раскопки древних Афин, составляющие нижний ярус здания (Фото: Peter Mauss/Esto)Поддержанию оптимальной для старинного мрамора температуры способствуют зазоры между двойными стеклами верхнего этажа, по которым циркулирует искусственно охлажденный воздух. Основными материалами, использованными для строительства музея, стали стекло, бетон и мрамор, воплощающие простоту изначальной идеи проекта. Поскольку главными экспонатами коллекции музея являются скульптуры Акрополя, созданные с учетом тонких изменений освещенности в течение дня, широкое использование стекла обеспечивает оптимальное количество естественного света в помещении, создавая благоприятные условия для их восприятия.
Бетон в проекте не только создает главную конструкцию здания, но действует как нейтральный фон для художественных работ, а его способность поглощать свет (тогда как мраморные скульптуры его отражают) еще более детализирует экспозицию в естественном освещении. Новый музей Акрополя, окруженный пейзажными садами, имеет отдельные галереи для постоянной коллекции, галереи для специальных выставок, 200-местный зал, магазин, бар, ресторан и сектор услуг.
И хотя для фрагментов рельефов фриза Парфенона, находящихся в Британском музее, место в Галерее Парфенона зарезервировано, по мнению архитекторов и дирекции музея, его первоочередное значение состоит в воссоздании условий для аутентичного восприятия артефактов Акрополя, способствующих возрождению интереса мировой общественности к наследию классического мира.

Источник: журнал "АСС"



Вы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.

Похожие статьи