Зеленые волны выставочной жизни Дании
Во время подготовки и проведения Копенгагенского саммита (СОP15) на протяжении ноября-декабря 2009 года в датской столице наблюдалось значительное оживление общественной жизни, подстегиваемое обострением дискуссий по поводу экологической ситуации современного мира и возможных путей ее преодоления. Тотальное проявление зеленой проблематики во всех сферах коснулось и архитектурной сцены, на которой разыгралось настоящее представление экологически устойчивых достижений со всего мира.
Особое внимание заслуживают две наиболее показательные выставки, сильно отличающиеся между собой по размаху, экспозиции и методике экспонирования, но в одинаковой мере стремящиеся к анализу соотношения актуальных проблем устойчивого развития и архитектурной формы.
Первая из них – более масштабная и анонсированная – имела название «Зеленая архитектура – будущему» (Green Architecture for the Future) и проходила в Музее Лузианы, в ближайшем пригороде Копенгагена Хамлебеке.
Среди многих задекларированных ее целей был поиск точек взаимодействия архитектуры и общества на фоне широких дискуссий по поводу необходимости сохранения окружающей среды без ущерба потребностям человечества в технологии, комфорте и развитии. Выставка была призвана представить работы архитекторов и философов архитектуры, которые пытались рассмотреть архитектурные проекты будущего в качестве «живых, разумных машин, которые бы не только являлись самодостаточными, но также вносили положительный вклад в окружение, способствуя биологическому разнообразию и очистке воздуха».
И хотя речь шла об «инновационных решениях и новых идеях», призванных «расширить границы архитектуры», большая часть ее экспозиции была уже давно и широко известна архитектурному сообществу. Три заявленные темы выставки – «Город», «Климат и комфорт» и «Метаболизм», разработкой которых занимались отдельные экспериментальные лаборатории, были представлены не равнозначно. Так, наиболее популярной частью выставки стал «Город», и, возможно, не столько из-за наибольшей проблематичности темы, сколько из-за имен, представленных в разделе.
Именно здесь можно было в очередной раз увидеть проект первого CO2-нейтрального города Masdar City, созданного для пустынного климата Арабских Эмиратов бюро Foster+Partners, стенды которого традиционно напоминали агитационные материалы агентства по недвижимости. Результаты конкурса «Большой Париж», сфокусированного на вопросе устойчивости, были репрезентированы отдельными сюжетами проекта Paris Plus бюро MVRDV. Предлагаемая ими программа пространственного преобразования Парижа включала 17 наиболее значимых вмешательств в ткань мегаполиса, имеющие целью максимальную доступность общественного транспорта: новых линей метро и двух подземных кольцевых автострад.
«Башня будущего», спроектированная командой У. МакДоноха (William McDonough & Partners) представляла собой небоскреб, функционирующий как дерево, производя кислород, очищая воду, вырабатывая энергию и внешне изменяясь в зависимости от времени года.
Аэродинамическая форма здания, способствующая уменьшению воздействия ветра, увеличивала его структурную стабильность, а традиционные для этого архитектурного жанра зеленые крыши с трехэтажным садом-атриумом, завершали западную сторону башни.
В парке скульптуры выставки размещалась серия работ команды 3XN из цикла «Уроки природы», демонстрирующая «наиболее передовые технологий и материалы для инновационного проектирования будущего».
Команда United Bottle предложила на суд зрителей архитектурные формы, созданные из блоков пластиковых бутылок с минеральной водой, превратившихся в строительный материал для временных или даже постоянных (учитывая долговечность пластика) сооружений.
«Наша цель заключалась в том, чтобы показать, что зеленая архитектура может быть в высшей степени динамичной и активной», – прокомментировал экспозицию павильона глава бюро 3XN Ким Нельсен. Поэтому, по его мнению, альтернативой стратегии минимизации ресурсов может стать нахождение более рациональных способов производства и использования как энергии, так и строительных материалов.
Пожалуй, наиболее инновационной экспозицией можно назвать инсталляцию испанского архитектурного бюро Ecosistema Urbano, чьи поиски направлены на специфику социальных, коммуникативных и эстетических усовершенствований, необходимых устойчивому городу будущего. Именно благодаря подобным проектам выставка оставалась интересной, даже несмотря на некую приторность экоцентрических проектов прошлых лет.
В этом смысле вторая выставка, значительно уступающая по масштабу и известности участников, вызвала намного больше свежих эмоций и размышлений.
Экспозиция «Климат и архитектура» (Climate and Architecture), которая проводилась совместно Королевской академией изящных искусств Дании и Школой архитектуры Технологического института, объединила исследователей и студентов в попытке определения роли архитектуры в текущих климатических дебатах.
«Сенсорный, поэтический и архитектонический метод» выставки, предложенный ее куратором Филиппом Рамом (Philippe Rahm), был призван пробудить бессознательный уровень знания (скрытый в культурных паттернах и поведении) активируя его способность к построению альтернативных жизненных и архитектурных моделей. Вместо того чтобы демонстрировать тревожную статистику или подборку «зеленых» проектов, выставка приглашала посетителей «увидеть, услышать и пережить» возможные климатические изменения благодаря серии интерактивных инсталляций, побуждающих искать ответы на вопросы: «Есть ли у архитектуры власть заставить человека чувствовать себя по-иному?» и «Как внутренний «климат» здания соотносится с нашим телом и с миром вокруг нас?»
Главным объектом выставки являлся проект самого Ф. Рама, известного своими изысканиями в сфере психологической и метеорологической архитектуры (которые воплотились в проекте «Приемлемый Гольфстрим» прошлогодней Венецианской биеннале). Нынешняя работа художника связана с определением архитектурного пространства через невидимые параметры, такие, как горячий и холодный воздух, запах, вкус и звук.
Каждая область инсталляции была разработана с учетом определенного эффекта на посетителя, поощряя его связать свой внутренний опыт с рядом различных внешних стимуляций. В качестве объектов взаимодействия были предложены: бачки с питьевой водой, имеющей вкус мяты или перца чили; динамики, играющие музыку техно, учащающую биение сердца; ультрафиолетовые огни, свет которых провоцировал выброс мелатонина; запах вареного мяса и многое другое. Их действие было рассчитано на провокативную демонстрацию интуитивного знания о том, каким образом внешний климат влияет на нашу психологию, воссоздавая наш опыт и представления о мире.
Вторым важным, хотя уже не настолько личностным, объектом выставки являлась кинетическая скульптура, созданная канадским архитектором Филиппом Бисли (Philip Beesley) под названием «Саргассово облако» (Sargasso Cloud).
Вдохновленная океаническим феноменом Саргассового моря, установка представляла собой высокочувствительное окружение, функционирующее благодаря специальным датчикам, позволяющим ей реагировать на движения посетителя подобно живому организму.
Взаимодействуя с посетителями, инсталляция призвана исследовать, каким образом понятия интерактивности и ответной реакции могут предложить новые отношения между окружающей средой и архитектурными объектами.
По словам куратора выставки, именно климат сегодня становится главной целью проектной деятельности, обуславливающей изменения в архитектуре. Поскольку баланс климата и его защиты становится главной целью архитектуры, то сам климат превращается в ее инструмент.
Значение того, что выставка функционировала непосредственно во время климатического саммита, организаторы видят в том, что на фоне экологического оживления, она актуализировала вопросы, касающиеся материальности архитектуры и возможности ее динамического влияния в борьбе с изменениями климата.
Источник: журнал "АСС"
Похожие статьи
- Ревитализация урбанистического пространства – think globally, act personally
10 марта в Центре визуальной культуры при Киево-Могилянской академии, в рамках проекта «Урбанистическая лаборатория», состоялась презентация «Практики урбанистического восстановления: опыт Израиля».
- Финалисты конкурса «Mies van der Rohe Award 2009»
Международный конкурс посвященный современной архитектуре «Mies van der Rohe Award 2009»
Комментарии
Оставить комментарийВы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.