Сена Метрополис. Antonie Grumbach & Associes

«Париж, Руан, Гавр, один город, главной улицей которого является Сена» – слова Наполеона Бонапарта (1802 г.), ставшие девизом проектаПроект команды Антуана Грюмбаша можно по праву назвать одним из наиболее масштабных планов территориальной реорганизации парижского региона на пути к Большому Парижу. Он рассматривает возможность символического и структурного продления города до моря по линии Париж – Руан – Гавр в рамках новой региональной единицы «Сена Метрополис».
Территориальный размах своего проекта А. Грюмбаш объясняет необходимостью мыслить в масштабах глобализационных процессов, требующих от столицы, рассчитывающей сохранить мировое лидерство в ХХI в., иметь выход к морю. Многие исследователи, среди которых Фернан Бродель и Жак Аттали, неоднократно указывали на уязвимость «слишком континентальной» столицы Франции. Искусственное «продление» Парижа, предложенное Грюмбашем, позволит ему закрепиться на побережье Атлантики.
Ключевым фактором создания «Сена Метрополис» станет трансрегиональная и транснациональная транспортная сеть, которая свяжет французскую столицу с большинством европейских городов и послужит условием ее территориальной целостности (скорость внутренних сообщений позволит добраться из Парижа в Гавр за один час).
Команда А. Грюмбаша предлагает создание многополюсной насыщенной метрополии, построенной путем усиления существующих центров, создания новых городов, а также эффективной стратегии, ограничивающей городское рассредоточение. Будущую метрополию Грюмбаш характеризует как натуральный город – город, который преодолевает противостояние городского и деревенского, соединяя и примиряя городскую интенсивность с миром природы. Он подчеркивает, что речь идет об изменении урбанистической парадигмы, поскольку сельскохозяйственные земли, включенные в состав метрополии, должны стать частью общей системы. В городе нового типа урбанистическое сельское хозяйство помогает в решении многих экологических и экономических проблем (делая город на несколько порядков более самодостаточным), тогда как его рассеянная, диффузная территория является пространственным потенциалом для рассредоточения гиперплотного центра.
«Сена-Метрополис» – метрополия ХХI в. – сплоченная транспортной сетью и имеющая все для будущего мирового лидерства.Включение сельской местности должно принести метрополии бульшую локальность частного жизненного пространства ее жителей, создавая такие условия жизни, в которых необходимость длительных путешествий будет минимизирована. Такую форму городского пространства, одновременно сочетающую близость и доступность, Жан Реми называет «areolaire»: плотная транспортная сеть приблизит потребности повседневной жизни парижанина на расстояние, требующее не более 20 минут в день. Внедрение логики сетей на всех уровнях (глобальном, общеевропейском, городском и локальном) станет катализатором самопроизвольных положительных процессов: от создания более привлекательного локального окружения до значительного сокращения энергетического потребления в результате снижения принудительной мобильности жителей.
Транспортная политика проекта ратует за переход к «разумной взаимодополняемости» общественного и индивидуального видов транспорта. Первоочередным заданием становится реформирование автомобилецентричных территорий в связи с ростом негативных экологических социальных процессов.
«Общественный транспорт должен стать индивидуальным», – провозглашает А. Грюмбаш, цитируя слова Филиппа Панере о том, что «карта Большого, справедливого и более сплоченного Парижа будет картой общественного транспорта».
Команда Грюмбаша называет свое проект «планом обоснованного развития», соединяющего экономическое развитие региона со стратегией создания региона высокого экологического качества. Экономическое развитие «Сена Метрополис» они видят в развитии устойчивых энергетических ресурсов (которому пророчат судьбу третьей промышленной революции) и привлечении частного капитала, в том числе иностранного.
«У меня была мечта. Долина Сены становилась обрамлением большой мировой метрополии, где город и природа пребывают в мире. Париж, Руан, Гавр и объединяют окрестные города, обогащая регион, способствуя культурному развитию и реализации творческого потенциала» (Набросок А. Грюмбаша)Успех будущей метрополии также будет во многом зависеть от умения распоряжаться территориальными ресурсами, в том числе традиционно неиспользуемыми. Стратегии будущего «гибкого и изобретательного города» объединяют существующие пространства и создают новые, путем нестандартного использования пустующих или традиционно неиспользуемых территорий. Искусственные насыпи и обитаемые понтоны – лишь несколько из многих вариантов решений использования затопляемых зон – дешевой земли, которая, тем не менее, может стать местом реализации наиболее смелых художественных и архитектурных проектов. А. Грюмбаш один из немногих участников, признающих, что смелость необходима не только для разработки проекта, но и в немалой степени для его внедрения. «Большой Париж требует отваги», – заключает он. Но риск подобного плана, по его мнению, вполне обоснован, поскольку его проект будущего Парижа как морской столицы «Сена Метрополис» включает «и огни города, и тень лесов, и необъятность полей и безграничность моря» – все то, что необходимо великой европейской метрополии ХХI-го века.

Источник: журнал "АСС"



Вы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.

Похожие статьи