Парки на холмах в ХХ веке. Часть 2

Наглядным примером в этом контексте стало как раз изменение парка Вечной славы в 2008 году с введением в него нового музейного комплекса, посвященного трагедии голодомора. В том виде, в котором парк Вечной славы был нам известен до 2008 года, он появился только в 1957 году. История этого места заслуживает отдельного внимания. Как уже отмечалось в начале статьи, впервые благоустроил эту местность генерал Аносов.

Сад Аносова был местом приятного времяпровождения с живописными аллеями, киосками, большой верандой с фонтаном, детской и спортивной площадками. Во время гражданской войны сад пришел в запустение и превратился в место расстрелов и, даже, кладбище. Поэтому в 1957 году здесь появился новый парк, но уже с траурной окраской.

Был построен комплекс парка Вечной славы с мемориалом, посвященным воинам, погибшим во время Великой отечественной войны и памятником Вечной славы на могиле неизвестного солдата. Как мы видим, парк был посвящен определенной теме, раскрытой в мемориальном комплексе, открывающем его. В 2008 году тему увековечивания памяти здесь решили развить и дополнить музеем голодомора.

С точки зрения настроения и истории места в ХХ веке, такой ход мог оказаться удачным. Но на практике результат, увы, оказался прямо противоположным. Со стилистической точки зрения новый музей совершенно не вписался в пространство, в которое был помещен. Со стелой, открывающей парк славы, его объединяет, в лучшем случае, вытянутая форма, свойственная еще менгирам эпохи неолита.

Просто интересно, думал ли кто-то, что располагая этот музей в выбранном месте, нужно учитывать само место. В результате в тематическом парке мы имеем два совершенно разных центра. С одной стороны, это аллея памяти и ее кульминация — строгий обелиск. А с другой, бело-золотая свечка, заигрывающая с чем-то украинско-народнобарочным, как это очень любят делать в Киеве.

Полированный строгий мрамор против кружевного золотого узора — найдите общую доминанту. И она могла бы быть, потому что речь идет о двух трагедиях и испытаниях украинского народа. Но на образном уровне это совершенно не читается, потому что строили, как обычно это происходит последние двадцать лет, без какого-либо соотнесения с уже существующим ландшафтом.

Результат выглядит печально. Понадобится еще много времени, чтобы новый музей стал в восприятии киевлян органической частью парка, а не инородным, врезанным в него элементом, развалившим достаточно продуманную и целостную структуру. Наше желание забыть прошлое в этом случае показательно сыграло с нами злую шутку.

На уровне одного пространственного элемента мы можем увидеть раскол и дисгармонию сознания людей, пытающихся зачеркнуть то, что происходило с их страной на протяжении целого века. Эти два памятника никогда не смогут соотнестись друг с другом. Наиболее удачным решением для музея голодомора было бы физическое уничтожение конкурента.

Так, после падения гитлеровской германии сравняли с землей все постройки Альберта Шпеера. К счастью, мы этого не делаем. но мы оставляем собственную историю в подвешенном состоянии. И теперь киевские холмы, которые практически все время своего существования были репрезентационной частью города, стали пространством, раскрывающим перед нами проблему самоопределения украинского народа.

Мы все еще висим в безвременьи, позволяя противоречивым, неконтролируемым и неосознанным влечениям мотать нас в разные стороны. не надоело ли быть Брейгелевскими слепыми? До некоторой меры можно принять то, что советская концепция парка как места трансляции определенных ценностей, будет продолжать жить в наших городах.

В любом случае, до перегруженных политической пропагандой сталинских парков нам еще очень далеко. На западе, в большинстве случаев, парк такой функции заведомо не выполняет. там придерживаются классической концепции, резвившейся еще в композиционном решении Версаля и акцентировавшей важность природы в гармоничном развитии личности.

Поэтому и акцент на западе делается на природе и свободном общении с ней. Отечественным примером отхода от идеологического понимания парка в Киеве является реконструкция парка у арки Воссоединения. В этом парке основной акцент был сделан на индустрии развлечений, для чего и были построены кукольный театр, ресторан, музей воды, танцевальный зал.

Огромное количество лавочек также сделало это место одним из наиболее популярных в Киеве. Возвращаясь к пресловутому музею голодомора, стоит отметить, что размещение в одном композиционном пространстве двух комплексов, осуществляющих такое давление на психику человека, особенно учитывая полную разнородность их визуального образа, также с точки зрения восприятия не может быть удачным.

И Великая отечественная война, и голодомор — это темы, требующие глубокого осмысления. Это травмы такого уровня, для осознания которых человеку, живущему в повседневности и ориентированному на культуру развлечений, требуется усилие. В противном случае, восприятие будет поверхностным, а событие останется не пережитым и неосмысленным.

Для этого необходимо некоторое уединение, отрешенность от повседневного пространства, момент перехода. Излишняя открытость композиции музея голодомора улице несколько снимает то ощущение, которое человек мог бы испытать, обнаружив его, например, в большом парке, где мало деревьев. Результат и влияние были бы совершенно другими. событие манифестировало бы себя гораздо более интенсивно.

В парке славы для него слишком мало места, масштаб не тот, к тому же рядом находится оживленная городская артерия, которая тоже смазывает восприятие. Вполне понятно, почему было настолько принципиально расположить музей голодомора именно там, где он в итоге был построен. Это судьба киевских холмов — быть местом демонстрации власти.

Будем надеяться, что со временем эта тенденция сойдет на нет, иначе из привлекательного места отдыха от городской суеты холмы превратятся в нагромождение мощных артефактов, излишняя интенсивность и проблемы, соотнесения которых будут скорее отпугивать от этого места горожан. Если мы не хотим иметь на этой территории своеобразную выставку вех украинской истории для иностранцев, которых туда можно быстро отвести и все показать в одном месте, все-таки стоит проводить маркировку города новыми ценностями нового государства в несколько более разреженном виде и в разных частях столицы. Как было продемонстрировано выше, самим памятникам такое решение проблемы тоже не повредит.


Автор: Юлия Скубицкая
Источник: журнал "АСС"

 



Вы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.

Похожие статьи