Парки на холмах в ХХ веке. Часть 2
Наглядным примером в этом контексте стало как раз изменение парка Вечной славы в 2008 году с введением в него нового музейного комплекса, посвященного трагедии голодомора. В том виде, в котором парк Вечной славы был нам известен до 2008 года, он появился только в 1957 году. История этого места заслуживает отдельного внимания. Как уже отмечалось в начале статьи, впервые благоустроил эту местность генерал Аносов.
Сад Аносова был местом приятного времяпровождения с живописными аллеями, киосками, большой верандой с фонтаном, детской и спортивной площадками. Во время гражданской войны сад пришел в запустение и превратился в место расстрелов и, даже, кладбище. Поэтому в 1957 году здесь появился новый парк, но уже с траурной окраской.
Был построен комплекс парка Вечной славы с мемориалом, посвященным воинам, погибшим во время Великой отечественной войны и памятником Вечной славы на могиле неизвестного солдата. Как мы видим, парк был посвящен определенной теме, раскрытой в мемориальном комплексе, открывающем его. В 2008 году тему увековечивания памяти здесь решили развить и дополнить музеем голодомора.
С точки зрения настроения и истории места в ХХ веке, такой ход мог оказаться удачным. Но на практике результат, увы, оказался прямо противоположным. Со стилистической точки зрения новый музей совершенно не вписался в пространство, в которое был помещен. Со стелой, открывающей парк славы, его объединяет, в лучшем случае, вытянутая форма, свойственная еще менгирам эпохи неолита.
Просто интересно, думал ли кто-то, что располагая этот музей в выбранном месте, нужно учитывать само место. В результате в тематическом парке мы имеем два совершенно разных центра. С одной стороны, это аллея памяти и ее кульминация — строгий обелиск. А с другой, бело-золотая свечка, заигрывающая с чем-то украинско-народнобарочным, как это очень любят делать в Киеве.
Полированный строгий мрамор против кружевного золотого узора — найдите общую доминанту. И она могла бы быть, потому что речь идет о двух трагедиях и испытаниях украинского народа. Но на образном уровне это совершенно не читается, потому что строили, как обычно это происходит последние двадцать лет, без какого-либо соотнесения с уже существующим ландшафтом.
Результат выглядит печально. Понадобится еще много времени, чтобы новый музей стал в восприятии киевлян органической частью парка, а не инородным, врезанным в него элементом, развалившим достаточно продуманную и целостную структуру. Наше желание забыть прошлое в этом случае показательно сыграло с нами злую шутку.
На уровне одного пространственного элемента мы можем увидеть раскол и дисгармонию сознания людей, пытающихся зачеркнуть то, что происходило с их страной на протяжении целого века. Эти два памятника никогда не смогут соотнестись друг с другом. Наиболее удачным решением для музея голодомора было бы физическое уничтожение конкурента.
Так, после падения гитлеровской германии сравняли с землей все постройки Альберта Шпеера. К счастью, мы этого не делаем. но мы оставляем собственную историю в подвешенном состоянии. И теперь киевские холмы, которые практически все время своего существования были репрезентационной частью города, стали пространством, раскрывающим перед нами проблему самоопределения украинского народа.
Мы все еще висим в безвременьи, позволяя противоречивым, неконтролируемым и неосознанным влечениям мотать нас в разные стороны. не надоело ли быть Брейгелевскими слепыми? До некоторой меры можно принять то, что советская концепция парка как места трансляции определенных ценностей, будет продолжать жить в наших городах.
В любом случае, до перегруженных политической пропагандой сталинских парков нам еще очень далеко. На западе, в большинстве случаев, парк такой функции заведомо не выполняет. там придерживаются классической концепции, резвившейся еще в композиционном решении Версаля и акцентировавшей важность природы в гармоничном развитии личности.
Поэтому и акцент на западе делается на природе и свободном общении с ней. Отечественным примером отхода от идеологического понимания парка в Киеве является реконструкция парка у арки Воссоединения. В этом парке основной акцент был сделан на индустрии развлечений, для чего и были построены кукольный театр, ресторан, музей воды, танцевальный зал.
Огромное количество лавочек также сделало это место одним из наиболее популярных в Киеве. Возвращаясь к пресловутому музею голодомора, стоит отметить, что размещение в одном композиционном пространстве двух комплексов, осуществляющих такое давление на психику человека, особенно учитывая полную разнородность их визуального образа, также с точки зрения восприятия не может быть удачным.
И Великая отечественная война, и голодомор — это темы, требующие глубокого осмысления. Это травмы такого уровня, для осознания которых человеку, живущему в повседневности и ориентированному на культуру развлечений, требуется усилие. В противном случае, восприятие будет поверхностным, а событие останется не пережитым и неосмысленным.
Для этого необходимо некоторое уединение, отрешенность от повседневного пространства, момент перехода. Излишняя открытость композиции музея голодомора улице несколько снимает то ощущение, которое человек мог бы испытать, обнаружив его, например, в большом парке, где мало деревьев. Результат и влияние были бы совершенно другими. событие манифестировало бы себя гораздо более интенсивно.
В парке славы для него слишком мало места, масштаб не тот, к тому же рядом находится оживленная городская артерия, которая тоже смазывает восприятие. Вполне понятно, почему было настолько принципиально расположить музей голодомора именно там, где он в итоге был построен. Это судьба киевских холмов — быть местом демонстрации власти.
Будем надеяться, что со временем эта тенденция сойдет на нет, иначе из привлекательного места отдыха от городской суеты холмы превратятся в нагромождение мощных артефактов, излишняя интенсивность и проблемы, соотнесения которых будут скорее отпугивать от этого места горожан. Если мы не хотим иметь на этой территории своеобразную выставку вех украинской истории для иностранцев, которых туда можно быстро отвести и все показать в одном месте, все-таки стоит проводить маркировку города новыми ценностями нового государства в несколько более разреженном виде и в разных частях столицы. Как было продемонстрировано выше, самим памятникам такое решение проблемы тоже не повредит.
Автор: Юлия Скубицкая
Источник: журнал "АСС"
Похожие статьи
Опубликован прогноз развития украинского рынка недвижимости от портала Mesto
Что ожидает рынок недвижимости Украины в конце 2015 года? Ответ на этот вопрос следует искать в состоянии экономики страны.
Собаки освітлюють парк власними екскрементами
Проект Park Spark дозволяє перетворювати собачі екскременти на гру світла одним помахом руки.
Комментарии
Оставить комментарийВы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.