Украинский рынок теплоизоляции: от количества к качеству? Часть 2

 

Елена ТелегинаЕлена Телегина, бренд-менеджер по тепло- и звукоизоляции компании «ЕВРОИЗОЛ»
«В настоящий момент потребители теплоизоляционных материалов продолжают уделять большое внимание качеству продукции, при этом цена тоже должна оставаться адекватной».
Строительный рынок в 2009 году менялся под влиянием мирового финансового кризиса. Если в докризисный период существенную долю в продажах теплоизоляции занимали сегменты гражданского и промышленного сектора, то в 2009 году акценты сместились в сторону частных застройщиков. Это повлияло на структуру рынка и ассортимент материалов. Так, в 2009 году многие заказчики стали очень чувствительными к цене на теплоизоляционные материалы.
Поэтому наша компания расширила свое предложение новыми материалами, сохраняя оптимальное соотношение цена/качество. Это стало возможным благодаря налаженным партнерским отношениям с европейскими производителями. К примеру, в ассортименте нашей компании появился экструзионный материал Europlex, который обладает оптимальными техническими характеристиками, а сроки его поставки и цена соответствуют рыночным требованиям.
Состав основных операторов рынка не изменился, однако произошло перераспределение долей рынка между компаниямиВ целом, нашей компании оставаться конкурентоспособной во время кризиса позволяют мощные ресурсы и налаженная система логистики, что дает возможность оправдывать ожидания клиентов и поддерживать их в этот период.
В настоящий момент потребители теплоизоляционных материалов продолжают уделять большое внимание качеству продукции, при этом цена тоже должна оставаться адекватной.
Кстати, цены на теплоизоляцию зависят от многих факторов, в частности, от стоимости на энергоносители и сырье. Не последнюю роль в формировании цены играет также стабильность национальной валюты. В кризисный период практически всем производителям теплоизоляционных материалов пришлось снижать цены на свою продукцию, работая при этом с минимальной прибылью для себя.
Прогнозируя будущее украинского рынка теплоизоляции, можно предположить, что суровая зима 2010 года заставит многих задуматься о необходимости экономить энергоресурсы. Свыше 50% энергии расходуется на отопление. Как свидетельствуют проведенные исследования, в основном тепло теряется через стены (порядка 40% в частном домостроении и около 26% в многоэтажном) и через кровлю (потери составляют примерно 18%).
В текущем году увеличение спроса на теплоизоляционные материалы можно ожидать со стороны частных застройщиков, причем речь будет идти об утеплении уже существующих сооружений.

Наталья Оттен, начальник отдела маркетинга ПИИ «УРСА»
«В 2010 году потребители будут приобретать утеплители по прошлогодним ценам».
В целом рынок теплоизоляционных материалов в 2009 году составил около 5,5 млн. м3, в том числе объем минераловатных утеплителей достиг отметки в 2,7 млн. м3, что на 20-25% ниже показателей предыдущего года.
Состав операторов на рынке изделий из стеклянного штапельного волокна практически не изменился. По результатам прошлого года компания URSA по-прежнему занимает лидирующую позицию. Среди других ведущих торговых марок можно назвать Isover и Knauf Insulation.
Доли рынка распределились следующим образом: URSA – 31%, Isover – 28%, Knauf Insulation – 27%, другие производители – 14%.
Иная ситуация в сегменте теплоизоляции на основе базальта. Здесь произошло некоторое перераспределение ролей основных игроков. В частности, компания Rockwool – несомненный лидер среди производителей каменной ваты – потеряла определенную часть доли на рынке за счет появления новых отечественных игроков и запуска новых производственных мощностей.
В кризисный период практически всем производителям теплоизоляционных материалов пришлось снижать цены, работая с минимальной прибылью для себяЧто касается структуры потребления теплоизоляционных материалов, то независимо от экономической ситуации товары низкого ценового сегмента занимают большую долю рынка, чем продукция премиум-класса. Однако и дорогостоящая элитная продукция всегда имеет свою нишу на рынке, поскольку существует определенный класс потребителей, руководствующихся при выборе товара, в первую очередь, не его ценой, но качеством.
В среднем цена на теплоизоляционные изделия из стеклянного штапельного волокна на протяжении прошлого года упала на 25-30%. Особенно заметно снижались цены на продукцию в первом полугодии. Затем прослеживалась определенная стабильность в этом вопросе, а в начале 2010 года цены на эти материалы даже немного повысились. Но в целом, вряд ли в текущем году рынок теплоизоляции будет демонстрировать какие-то заметные ценовые колебания на продукцию. Производители уже работают с минимальной прибыльностью, поэтому опускать цены больше не смогут, а жесткая конкуренция на рынке не дает возможности значительного увеличения цен. В 2010 году потребители будут приобретать утеплители по прошлогодним ценам.
Несмотря на кризис, на рынке утеплителей появляются и новинки. В начале 2009 года компанией UrSA был выведен на украинский рынок специальный продукт для систем навесных вентилируемых фасадов – URSA AKP 3/V, обладающий повышенными теплоизоляционными свойствам (10=0,032 Вт/мК). Этот материал устойчив к воздействию влаги (гидрофобизирован) и не нуждается в применении дополнительной ветрозащиты (ламинирован стеклохолстом повышенной плотности). При использовании этого материала легко достигается требуемое сопротивление теплопередаче стены. Помимо отличных теплоизоляционных качеств, этот материал обладает и звукопоглощающими свойствами, что помогает создавать как температурный, так и акустический комфорт в помещении.
Еще одной новинкой компании стал URSA Standard – универсальный материал для утепления и звукоизоляции скатной крыши, межэтажных перекрытий, звукоизоляции внутренних перегородок и утепления здания изнутри, разработанный специально для сегмента DIY.
В конце 2009 – начале 2010 года компания URSA предложила также украинским потребителям высокоэффективный материал для теплоизоляции мансард и скатных крыш URSA «Скатний дах преміум». Он специально разработан для межстропильной изоляции скатных крыш и предназначен для элитного жилого строительства. Теплозащитные свойства (10=0,036 Вт/мК), гибкость и упругость этого материала обеспечивают высокое качество утепления за счет плотного прилегания к конструкции, а также делают его незаменимым при утеплении участков сложной формы. Толщина материала 150 мм позволяет значительно сократить время на порезку и монтаж теплоизоляции, а высокая упругость дает возможность производить монтаж изнутри силами одного рабочего без дополнительного применения креплений и поддержек. Кроме того, материал не впитывает влагу, что позволяет обеспечить высокую долговечность конструкции.
Рынок теплоизоляционных материалов имеет значительный потенциал развития, поскольку вопросы энергосбережения из года в год становятся более актуальными: уровень теплоизоляции зданий в Украине оставляет желать лучшего.
Безусловно, немалое влияние на дальнейшее развитие строительного рынка, и как следствие, рынка теплоизоляционных материалов, окажет политическая и макроэкономическая ситуация в стране.

Дмитрий ЯкимахаДмитрий Якимаха, директор ТД «БЕЛТЕП-Украина»
«Рынок теплоизоляции переориентировался от строительных компаний-потребителей на частного застройщика, использующего в основном «мягкие» позиции для устройства скатных кровель, утепления перегородок, полов на лагах».
Кризис негативно отразился на строительной отрасли, практически полностью парализовав крупные стройки и оставив компании, предлагающие теплоизоляцию, без основного рынка сбыта. Объем рынка всех утеплителей сократился практически вдвое. Что касается объема рынка теплоизоляционных материалов на базальтовой основе, то он в 2009 году составил до 50 тыс. тонн.
Естественно, конкуренция на рынке при сниженном спросе заметно усилилась. Главный козырь нашей компании – в грамотном построении системы сбыта, высоком качестве поставляемой продукции, до- и послепродажном техническом сопровождении, умеренном ценообразовании, а также в оперативных и своевременных поставках.
Цена на нашу продукцию – не самая низкая на рынке. Но мы можем с уверенностью сказать, что качественный материал по очень низкой цене выпустить просто невозможно. Достичь более низкой стоимости продукции можно только с нарушением технологии производства, введением в заблуждение потребителя относительно качества предлагаемого материла.
Расширение рынков сбыта и выход на европейский рынок повышают требования к продукции ТМ «Белтеп» и провоцируют новые маркетинговые решений. Одно из таких решений – расширение ассортимента, направленное на то, чтобы более качественно охватить рынок строительной, технической и специальной изоляции. На сегодня ассортимент выпускаемой нами продукции включает более двадцати наименований. Это позволяет нашей компании разрабатывать более гибкую ценовую политику для заказчиков.
Еще в 2008 году основными потребителями теплоизоляции были застройщики жилья, торговых и логистических центров. Они использовали фасадную вату под штукатурку, жесткие утеплители для устройства плоской кровли, утеплители средней плотности для устройства вентилируемых фасадов. В настоящее время этот сегмент строительства практически замер. Более активны сейчас частные застройщики, приобретающие теплоизоляционные материалы для утепления домов или ремонта. Другими словами, рынок теплоизоляции переориентировался от строительных компаний-потребителей на частного застройщика, использующего в основном «мягкие» позиции для устройства скатных кровель, утепления перегородок, полов на лагах. Небольшую долю продаж занимают утеплители для штукатурных фасадов.
Главное изменение украинского рынка теплоизоляции за последние полтора года – это переключение спроса из сегмента новых объектов на ремонтные работыОценивая структуру рынка в Украине, следует отметить, что теплоизоляционные материалы сегодня представлены семью торговыми марками, а в 2010 году планируется появление еще как минимум трех. В условиях невысокого спроса это привело к необоснованному демпингу и снижению качества предлагаемой продукции. К слову, появление в прошлом году отечественных производителей теплоизоляции не могло не затронуть позиции других участников рынка. По оценкам специалистов нашей компании, существенно сократилась доля импортных материалов, в частности поставляемых компаниями Rockwool, Paroс, Knauf Insulation.
Некоторые торговые марки уже практически прекратили поставки на украинский рынок. Доля ТМ «Белтеп» существенно не изменилась и оценивается примерно в 10% в натуральном выражении. По итогам 2009 года лидирующие позиции на украинском рынке теплоизоляционных материалов занимают торговые марки Rockwool, «ТЕХНО», «Данова», «Белтеп».
В то же время снижение спроса на теплоизоляцию не свидетельствует о насыщенности рынка. Наоборот, на фоне подорожания энергоносителей необходимость рационального их использования становится первостепенной задачей. Поэтому спрос на теплоизоляцию будет расти. А введение новых норм и правил утепления зданий и сооружений приведет к увеличению потребления теплоизоляционных материалов даже при медленном росте вводимых в эксплуатацию квадратных метров. Хотя в краткосрочной перспективе ожидать существенного улучшения рыночной ситуации не следует. Однако нужно учитывать отложенный спрос – большое количество замороженных объектов коммерческой недвижимости, подготовку к проведению Евро-2012, государственную программу по энергосбережению, а также в целом оживление в реальном секторе экономики. Существенно будет влиять на оживление рынка стабилизация в политической жизни страны.

Автор: Татьяна Сергеева
Источник: журнал "АСС"

Читайте далее продолжение статьи:
Украинский рынок теплоизоляции: от количества к качеству? Часть 3 >>>



Вы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.

Похожие статьи

  • Ремонт балкона "под ключ"

    Прежде всего, необходимо все четко распланировать, какой итоговый результат Вы хотите получить?

  • Современное освещение. Рынок ламп и светильников

    Сегодня на нашем рынке осветительных приборов представлено множество как импортных, так и отечественных производителей.

  • Профессиональные решения для теплоизоляции. "Мокрое" тепло

    Систему штукатурного утепления называют также системой "мокрого типа". Она напоминает огромный бутерброд с теплоизоляционным слоем из плит. Конструкция "мокрого типа" и состоит из таких основных слоев: теплоизоляционного; гидрозащитного, армированного стеклосеткой штукатурного слоя, грунтовочного и защитно-декоративного финишного. При устройстве системы также применяются клеевые смеси, различные крепежные элементы, профили и т. д.