Холмы как архитектурный продукт
Финальный круглый стол, состоявшийся через несколько недель по завершении фестиваля CANactions, собрал на одном уровне, - а именно на третьем этаже Киевского дома архитекторов – участников различных акций недельного события, беспрецедентного как для Киева, так и современной украинской архитектуры. За уже навсегда въевшимся в память, невероятно длинным и неподъемным прямоугольным столом, зеленая скатерть на котором не менялась, предположительно, с 1937 года, сидели и дискутировали друг с другом бывалые архитекторы и молодые студенты, маститые девелоперы и простые жители города, чиновники и гражданские активисты.
Отличием данного собрания, от, скажем, градсовета, принимающего, время от времени, казалось бы, подобную гетерогенную структуру, являлось наличие действительного предмета для разговора, общего для всех участников, а также установившаяся благодаря фестивалю возможность понимания и точек пересечения интересов, необходимых для достижения консенсуса. Такой финал выступает своего рода репрезентацией самого фестиваля, насыщенного мастер-классами профессионалов, показами молодых архитекторов и круглыми столами на горячие темы вокруг городского развития; привлекшего не только киевлян, но и многих гостей из регионов; объединившего в одной команде архитекторов из Украины, Европы и России, что вывело CANactions на острие геополитических смыслов. Однако ядром, вокруг которого обращались все эти микромиры, следует все же признать международный проектный семинар, посвященный проблеме развития киевских холмов.
Обстоятельства и детали организации семинара, вдохновителями которого явились известные архитекторы и общественные деятели Виктор Зотов (Киев) и Евгений Асс (Москва), читатель сможет найти на последующих страницах, а также на сайте CANactions и одноименном каталоге. В этом коротком вступлении хотелось бы акцентировать внимание на основных особенностях процесса, - на мой взгляд, решающих для осознания изменений роли архитектуры и архитекторов в современном обществе.
В принципе, командная структура семинара и его международный состав, уже не представляют чего-то радикально нового для Украины, учитывая опыт организации подобных событий за последние годы, инициированных, в основном, харьковским архитектурным сообществом (Александр Буряк, Олег Дроздов, Игорь Лялюк, Юрий Рынтовт и др.). Возможно, примечательным для данного случая следует считать объединение чрезвычайно сложного и ответственного градостроительного задания с требованием кратчайших сроков его выполнения. Исходя из общего задания семинара, три команды должны были разработать концептуальные проекты развития территории холмов, охватывающей зеленую гряду вдоль Днепра от Ботанического сада на Печерске до заповедника «Старый Киев» и Пейзажной аллеи, всего за пять дней. Главный вопрос, который возникает при этом, можно озвучить следующим образом: за счет чего становится возможной и во что, в конечном итоге, выливается реализованная таким образом проектная стратегия?
Кажется, здесь недостаточно будет ограничиться такими привычными словами как кооперация и brainstorming. Ускоренный многократно, умноженный на взбудораженный от внезапных встреч и контактов творческий порыв участников, процесс архитектурного производства изменился по сути, одновременно качественно претворив сам архитектурный продукт и способ его рецепции в обществе.
Ничто не свидетельствует об этом более красноречиво, чем характер самих проектов. С одной стороны, творения всех трех команд имели унифицированную структуру, включающую анализ ситуации, выбор концепции, собственно ядро проекта и финальную презентационную часть. С другой, - каждый из них отличался ярко выраженной индивидуальной концепцией, в которой проявлялись особенности авторской интерпретации отдельных команд. В связи с этим, проекты «Нижний Киев» и Scratch the Edge (команды В и С, соответственно) вышли далеко за рамки общего задания, охватив проблемы развития города в целом. Однако решающим для определения всей степени непривычности проектного подхода, обнаружившегося в ходе ворк-шопа, оказалось преобладающее оперирование командами разнообразными символами, образами и другими визуальными клише на всех стадиях разработки проекта, - от выявления проблем и диагностирования до разработки деталей того или иного проектного решения. Пытаясь определить место Киева на урбанистической карте мира, архитекторы мыслили, в первую очередь, в терминах городского брендинга (команда В). Их собственное отношение к типичным городским проблемам оживлялось и заострялось через сравнение с эпизодами из популярных кинофильмов, персонажами из классических романов, и произведениями мирового искусства (команда С). Моделируя будущее тех или иных участков, авторы проектов зачастую использовали известные образцы, реализованные в европейских городах (команда А). Передача того или иного решения или хода мысли через визуальное клише или картинку явно преобладала над обычно наблюдаемыми в подобной работе серьезностью намерений и научной подосновой, присущих традиционному планированию.
В итоге наиболее сильной стороной такого подхода к определению будущего городских территорий оказалась высокая степень его переводимости на язык, доступный всем, и, таким образом, - высокая способность распространения через каналы массовой коммуникации, и усвоения в коллективном сознании. И в этом он действительно составляет серьезную конкуренцию так надолго прижившемуся на наших территориях инструменту как генплан. Однако вместе с этим преимуществом становится очевидной и чрезвычайная уязвимость такого способа проектирования, которая заключается в невозможности контролировать способ рецепции этих идей, их дальнейшее превращение и риск экспроприации различными идеологиями. Исходя из этой перспективы, архитекторы должны были бы позаботиться о том, чтобы, по крайней мере, максимально минимизировать эти риски доступными им средствами проектирования. Однако, судя по проектам, об этом аспекте ворк-шопа успели задуматься не все. Предложение отведения одного из Днепровских островов под застройку высотными домами в проекте Scratch the Edge, без сомнения, пробуждает в нас смягченный экопропагандой авангардный дух Ле Корбюзье, однако последствия реализации этой идеи в украинском контексте, учитывая уровень местного строительства и способ его организации, могут оказаться просто-таки удручающими.
Автор: Ксения Дмитренко
Источник: журнал "АСС"
Похожие статьи
- Шторы своими руками
Так почему же пошить шторы своими руками это лучше, чем приобрести в ближайшем салоне? А преимущества состоят в следующем...
- Ревитализация урбанистического пространства – think globally, act personally
10 марта в Центре визуальной культуры при Киево-Могилянской академии, в рамках проекта «Урбанистическая лаборатория», состоялась презентация «Практики урбанистического восстановления: опыт Израиля».
Комментарии
Оставить комментарийВы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.